В помощь самосборщикам электровелов.
Поделюсь своим скромным опытом в этом нехитром деле.Можно,конечно,купить готовый в магазине,но тут есть подводные камни:
-Готовые чаще всего снабжены одним слабым моторколесом
-Готовые почти всегда снабжены негодным аккумом,который быстро ушатает повседневная эксплуатация
-Готовые далеко не всегда хороши как просто велосипеды.
-Готовые всегда дороги.
В электровелосипед можно превратить любой велосипед,так что в этом вопросе лучше идти от велосипеда,а не от электро.Подберите велосипед,который вам удобен,который вам нравится.Он должен быть достаточно прочным,по моим наблюдениям горный велосипед с аллюминиевой рамой и передней аммортизационной вилкой Suntour отлично подходит для дальнейших извращений.Определитесь с размером колес,колеса 28"-29" катят значительно лучше,чем распространенные 26",а 26" помедленнее,но динамичнее.Определитесь с типом велосипеда,двухподвесы с задним аммортизатором очень комфортны при езде и заточены на бездорожье,но стоят нормальные в районе полста тыр и выше.Ещё надо заметить,что самые прочные и широкие обода не делают на 29",только на 26".Не собрать велосипед для сверхнагрузок на больших колесах.Мне сейчас кажется разумным для повседневной езды горный велик с колесами 29" и передней вилкой Suntour,тип тормозов не так и важен.Про вилку и тормоза ниже опишу подробнее,сейчас рассмотрим собственно устройство электровела.
Существуют электровелосипеды с дополнительным цепным приводом на главную звездочку и электровелосипеды с моторколесами,МК.Дополнительный цепной привод сразу не рассматриваю,лишняя цепь на мой взгляд опасна,рассмотрим моторколеса.
Они существуют двух типов,прямого привода и редукторные.Моторколеса прямого привода-это просто электродвигатель.Они очень надежны,они могут давать рекуперацию-генерировать ток при езде накатом или с горки,но тяжелы и оказывают сопротивление при простом педалировании.В случае разрядки аккумулятора на таком велике далеко на педалях не уедешь.Типичные примеры-моторколеса фирм Polaris,Crystalyte. Редукторные моторколеса состоят из высокооборотистого двигателя и планетарного редуктора с обгонной муфтой.
Крышка МК с запрессованным подшипником:
Они легки,не оказывают сопротивления педалированию,отлично тянут на низах,но считаются менее надежными и скоростными,нельза также вращать их в обратную сторону.Слабым звеном являются шестерни планетарки,не рекомендуется прыгать на таких велах,при приземлении колесо тормозится ударно.Сам пока с поломками МК не сталкивался.Типичные примеры МК фирм Bafang,MAC,LUYUAN.
Ток от аккумулятра на моторколесо подается через управляющую деталь-контроллер,коробочка такая с проводами,разъёмами и платой внутри.
Обычно контроллер той же фирмы идеально подходит к родному МК,но очень часто можно использовать контроллеры любых других фирм,важно,чтобы он подходил по мощности и вольтажу к МК.Самим контроллером управляет ручка или курок газа.Больше газа-больше ток,сильнее едем.
Теперь немного об аккумуляторах.Для электровела использут два основных типа аккумуляторов:литиевые и литийферрофосфатные.Литиевые аккумуляторы легки,но
-не работают на морозе
-обладают большим саморазрядом
-быстро убиваются разрядными токами больше 1С
-Медленно заряжаются из-за особого регламента зарядки.
Получается,что литиевый аккумулятор 48в10а крайне нежелательно нагружать свыше 10а,а это грубо 500вт.
Литий феррофосфатные аккумуляторы в полтора раза тяжелее литиевых(и в два раза легче свинцовых),но
-работают на морозе
-почти не имеют саморазряда
-переносят большие разрядные токи, и 2С и 3С
-можно заряжать быстро большими токами
-срок службы в два раза больше литиевых(число циклов больше)
Вот и всё устройство вкратце.
Простое для самосборщика решение-установка переднего МК.В этом случае не трогается трансмиссия,все переключатели,скорости и звездочки остаются на месте,а если переднее МК легкое,то разницу вообще можно не заметить при педалировании.Однако спереди не поставить по-настоящему мощное колесо,это связано с прочностью передней вилки и рулевой колонки.У меня,при неправильной сборке,МК в 500вт просто выломало пазы для оси,т.н. дропауты:
По моим наблюдениям,аммортизационные вилки Suntour выполнены чуть по другому остальных,они не прочнее или лучше в аммортизации,просто их дропауты потолще и передний зуб равен заднему,а на многих других вилках задний зуб мощнее.Ещё на этих вилках вырез 10мм,а на многих других 9мм,что вызывает необходимость подтачивать ось МК или сами пазы.Теперь о тормозах.На многих новых велосипедах с дисковыми тормозами обода с 32 отверстиями для спиц,а МК имеет 36.Однако,почти на всех велосипедах с вибрейками,обода с 36 отверстиями и можно использовать имеющееся колесо для переборки.Дисковые тормоза,несомненно,томозят лучше вибрейков,но и те можно отрегулировать и поставить правильные колодки для мертвого схватывания.В общем переделка вела с дисковыми выйдет чуть дороже из-за необходимости покупки нового обода с 36 отверстиями,больше противопоказаний нет,на многих МК сейчас крепеж для диска.
Итак,заказываем в магазине
-Редукторное моторколесо на 250-300вт 48в
-Контроллер к нему.Можно взять капельку мощнее,хуже не будет
-Ручку или курок газа.Ручки мне попадались хлипкие,курки все работали нормально
-Прочный обод с 36 отверстиями
-Аккумулятор.Рекомендую системы на 48в,поэтому надо указать при заказе контроллера и ручки газа этот параметр.Аккумулятор посоветовал бы LiFePO4 48в 12а не ниже.
-40спиц и 40 длинных ниппелей,по длине спиц консультируйтесь с продавцами,если обод пистонированный то лучше просить расчитать на спицовку в 2 креста,если нет-можно и на 3.
Спицовка.Самое интересное в электровелосипеде.Требует усидчивости и пары выходных для начала.Обычно покупаются спицы,мучительно и нудно вставляются во все дырки,а потом покупаются спицы правильного размера,потому что измерение на натуре самое верное.Существуют различные калькулляторы спицовки,можно найти самый простейший и высчитать необходимую длину с приблизительной точностью.Если будет чуть больше-двойные обода позволяют торчать спицам внутри,до камеры они не достают.Если будет капельку меньше-отыграет длинный ниппель.Естественно,нужно для спицовки иметь ключ для спиц.
Считается,что чем больше угол в корне между соседними спицами,тем прочнее колесо,максимально возможный угол при спицовке в три креста:
Спицовка в два креста выглядит так:
Кресты-условное пересечение спиц.Можно спицевать и спицами разной длины,но это уже после набора опыта и не от хорошей жизни.
Само действо:
-Продеваем все 36спиц в свои дырки МК,через одну меняя сторону вставления.
Связываем сразу соседние спицы скотчем или изолентой,чтобы не расползался ёж.Получаем МК с торчащими радиально спицами.Ставим его на горшок.Если спицы скручены между собой под большим углом,то легко надеваем сверху обод.Накручиваем на свободную оставшуюся спицу ниппель(как шампур) и продеваем его в отверстие обода соседнее с дыркой для ниппеля камеры.Соединяем спицу МК с ниппелем.Первая спица не должна нависать над отверстием для закачки:
как на снимке качать неудобно.Спица должна вставляться в отверстие смещёное к ней на ободе.18 дырок на ободе смещены в одну сторону и 18 в другую,надо не ошибиться.После первой спицы,вставляем связанную с ней соседнюю через 6 дырок(в 2 креста) или через 10(в 3креста)и так полностью одну сторону,иногда помогаем отверткой,на ниппелях под неё вырез.Потом переворачиваем колесо и так же завиваем другую сторону.
После всей завивки даём крестообразно первоначальную натяжку,укрепляем колесо в опрокинутом велике и производим окончательное натяжение и регулировку овалов и восьмерок.Правильно натянутые спицы делают колесо неубиваемым.
После спицовки обуваем колесо,вставляем его в вилку окончательно,обращаем внимание на правильность вращения,обычно оно стрелкой указано.Крепим колесо акцентированно,подвязываем провод от него чем попало чтоб не болтался и соединяем три фазных проводка и 5 или 6 проводков датчиков с соответствующими разъёмами контроллера,ошибиться там невозможно.Крепим на руле курок газа и соединяем его с разъёмами контроллера.Крепим акумулятор на велосипеде и соединяем его с разъёмами контроллера.Можно ехать.После выезда делаем контрольную протяжку и регулировку.
Заднее колесо вставляется точно так же,но мороки побольше,необходимо,для сохранения штатной трансмиссии,подбирать МК с возможностью установки трещотки или кассеты на столько же звездочек,что и на родном.Однако заднее колесо не ломает ничего на веле,как мощное переднее,и дает совершенно естественную нагрузку.
При полноприводном варианте,желательно заднее колесо мощнее,но скорости с передним одинаковы.
Вот вроде и всё.