Форум любителей лодок "БРАТАН\РОТАН"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Bratan 430KL + Hidea 18 (Tohatsu 18)

Сообщений 1 страница 24 из 24

1

Всем привет. В ноябре стал обладателем оранжевого братана 430 кл, брал специально одинарные скеги. На заводе наклеен интерцептор, установлен носовой тент и транцевые колёса.
Лодка нравится своим цветом, вместимостью, ходом по прибрежной волне. Не нравится чувствительностью к развесовке и шаманством с установкой мотора.
Собственно, этот последний пункт меня и заставил написать сюда.

Первую половину лета ходил на Hidea 15 (клон yamaha 15), мотор оказался надёжным, до этого возил меня на соларе 350, исправно вёз и на братане 430. В одного просто песня! 40км/ч без всяких подъёмов на транце, просто с 11м винтом. Вдвоём, втроем и вчетвером 29-35 км\ч, разница только в скорости выхода на глисер. При этом понятно, что пассажиры должны были сидеть максимально близко к корме, что не всегда удобно и глупо в такой большой лодке. Даже вдвоем надо сидеть обоим на заднем пуфе, если пассажир садится вперед, резко теряется скорость и появляются высокие фонтаны спереди из под скег. Вывод ясен, мотора мало.

Недавно приобретён Hidea 18(20) - клон tohatsu 18, но не просто клон, а с увеличенным объёмом цилиндров. У Тохи 18 объём 294см3. У Хайди 326см3. Т.е. фактически это 20ка.
Сегодня закончил обкатку мотора на 9м винте. За время обкатки понял, что скорость изменилась совсем немного, в одного теперь 42 кмч, втроем 35 кмч. Короче не изменилась скорость ((( Но я ещё не ставил 10 шаг винта, думаю будет быстрее.
Зато изменилось поведение лодки, теперь почти пофиг на развесовку, выход на глиссер даже втроем мгновенный. В этом плане я доволен.

Но появились вопросы как раз с положением мотора на транце. Подскажите кого-нибудь из клубней с тохой 18, хочу посоветоваться.
По поводу того, что мотор на катамаранах должен висеть выше, чем на килевых лодках, я в курсе. тут вопрос в другом.
Во всех мануалах написано, что положение антикавитационной плиты мотора на ходу должно быть параллельно воде, у меня это аж пятая(!!!!) дырка. В таком положении на глиссер лодка не выходит, винт проскальзывает. На четвёртой дырке выход на глиссер сильно затруднён, но всё же происходит. На третьей дырке проскальзывания винта минимально, но есть. На первой и второй дырках проскальзывания нет вообще, но невооружённым взглядом видно, что антикавитационная плита находится под углом к поверхности воды. При этом максимальная скорость на глиссере одинаковая во всех положениях мотора. Разница только в усилии которое нужно, чтобы удержать румпель прямо. Реально рука устаёт удерживать румпель прямо на первой и второй дырках. Румпель просто таки рвётся влево ((. На третьей и четвёртой дырке значительно легче, но прокручивается винт при выходе на глиссер. На четвёртой дырке легче всего удерживать мотор прямо и кажется, что лодке тоже легче, но проскальзывание винта таково, что при выходе на глиссер винт 5-7 секунд молотит на высоких оборотах, потом лодка резко, ударом, ускоряется. Сдаётся мне, что это совсем не полезно для редуктора.
Все эксперименты проводились в одну харью в пустой лодке в штиль.
Может гуру посоветуют что-нибудь?

0

2

Надо эксперементировать. Отвечу на общие вопросы. Чтобы меньше тянуло, сдвинь мотор вправо, на сколько позволяет накладка и попробуй подкладками поднимать мотор, до момента начала прохватов, после оставляешь ту пограничную высоту, где прохватов еще небыло. По поводу угла откидки, у большенства это 1 и 2 дырки. У меня тоже не много тянет в основном после 40, полностью избавится не получается.

0

3

На ямахомоторе у меня тоже угол откидки был 2я дырка и не помню, чтоб так сильно тянуло румпель. Может на тохах по другому, поэтому и решил узнать тут.
Сегодня проливной дождь, эксперименты продолжу завтра. Буду пробовать поднять мотор, хотя пока не понимаю, как связаны высота мотора на транце и угол откидки, но экспериментировать надо.

0

4

Артём1982 написал(а):

Сегодня проливной дождь, эксперименты продолжу завтра. Буду пробовать поднять мотор, хотя пока не понимаю, как связаны высота мотора на транце и угол откидки, но экспериментировать надо.

А я и не говорил, что высота мотора связана с углом откидки. С углом откидки боюсь ничего не сделаешь, а поэксперементировать с высотой навески, стоит для подбора оптимальной работы комплекта. А с тянущим усилием пока можно бороться сдвижкой мотора вправа или регулировкой флажка, если он есть на моторе.

Отредактировано Al78 (2016-08-02 15:02:23)

0

5

Артём1982, а дырки с какой стороны считаете? Обычно первая дырка- это когда мотор максимально прижат к транцу.

0

6

sanich
да, именно так и считаю.

0

7

Сегодня проводил очередные ходовые испытания.

Первое, что сделал - поднял мотор на транце. Максимально удалось поднять примерно на 2см, выше уже никак, т.к. верхний край прижимных пятаков уже вровень с краем транца.
Прохватов нет, дал пол газа и уже на глиссере, лодка при этом как стояла ровно, так на глиссере ровно и оказалась, даже нос не задрался. Очень понравилось ) Не зря говорят, поднимать мотор. НО! Так ездить просто опасно, на волне мотор соскочит как нефиг делать, слишком близко к краю транца. Второе НО - скорость и обороты практически не возросли.
Вообще, складывается ощущение, что я упёрся в предел скорости для моего винта, как бы я ни поднимал и опускал мотор на транце, какую бы дырку наклона не выбрал - скорость 42-43кмч, обороты 5800-5900. Это в одного. Вдвоем 41 кмч и 5650. Следующие эксперименты имеют смысл только после покупки 10го винта. Пока оставил планку 1 см на транец.

Вторая проблема, сильное желание румпеля резко вильнуть влево на скорости близкой к 40кмч, так и осталась проблемой. Пробовал менять угол поворота спец.плавничка за винтом, но результата это не дало. Конечно, лодка начинает идти то влево, то вправо при прямом положении румпеля, в зависимости от того, как я поверну этот плавничок, но румпель по прежнему сильно тянет влево.
Пробовал сместить мотор на транце правее и левее, ощутимого результата не дало.
Совершенно неожиданно результат появился когда рядом на банку сел напарник. Руль стал идеально лёгкий и послушный даже на максимальной скорости.
Жаль, что я не всегда с напарником катаюсь ).
Пока постиьнее поджал винт регулировки усилия поворота мотора, стало полегче. Видимо надо просто смириться.
В пятницу предстоит переход 150 км, посмотрим как я его осилю.

+1

8

Артём1982 написал(а):

....... как бы я ни поднимал и опускал мотор на транце, какую бы дырку наклона не выбрал - скорость 42-43кмч,

как то очень сомнительно, ведь все эти действия изменяют упор винта

Артём1982 написал(а):

..
Совершенно неожиданно результат появился когда рядом на банку сел напарник. Руль стал идеально лёгкий и послушный даже на максимальной скорости.
Жаль, что я не всегда с напарником катаюсь ).
Пока постиьнее поджал винт регулировки усилия поворота мотора, стало полегче. Видимо надо просто смириться.
В пятницу предстоит переход 150 км, посмотрим как я его осилю.

Может вес шкипера сильно большой? Садись ближе к средине, или грузом компенсирую отсутствие компаньона.

0

9

sanich написал(а):

Может вес шкипера сильно большой? Садись ближе к средине, или грузом компенсирую отсутствие компаньона.

Так и придётся делать, видимо.
Шкипер весом 94 кг)

0

10

Артём1982 написал(а):

sanich написал(а):

    Может вес шкипера сильно большой? Садись ближе к средине, или грузом компенсирую отсутствие компаньона.

Так и придётся делать, видимо.
Шкипер весом 94 кг)

вроде не сильно большой, тем более смещал влево/ вправо. Остается не вертикальная навеска мотора или кривой корпус? Вообще какие то странности сплошные, типа- АКП параллельно воде аж на ПЯТОЙ дырке. Получается так вклеен транец?

0

11

По поводу поднятия мотора:http://sh.uploads.ru/t/8N7SC.jpg
Почему тянет, сам еще толком не понял, возможно действительно из-за нагрузки на один бок.

0

12

ого!!! это на сколько мотор поднят на фото?
Надо погуглить, как транец нарастить, чтоб было надёжно.
Сегодня сделаю фотки положения мотора на транце, может станет ясно.

0

13

Виктор Perevozchik четко сформулировал базовую навеску:ось винта по срезу скег.Сам мотор чуть сдвигается вправо(но шкипер сидит на месте!).В случае большой нагрузки мотор опускается,для гонок ищутся миллиметры вверх от базовой..

+1

14

0075
спаибо, сегодня попробую и посмотрю как у меня

0

15

Нет, ну если "по Перевозчику", то на фотке мотор надо ещё поднимать. Или я не правильно понимаю срез скег? По оси скег, правильно?

0

16

Артём1982 написал(а):

ого!!! это на сколько мотор поднят на фото?
Надо погуглить, как транец нарастить, чтоб было надёжно.
Сегодня сделаю фотки положения мотора на транце, может станет ясно.

Ну, мой случай не показатель, у меня ради эксперемента угол вклейки транца на 4° больше штатного. На фото мотор поднят примерно на 70мм.
Срез скег, это нижняя плоскость скег, но опять же, это усредненное положение, так же, как и антикавитационная плита относительно днища, свое надо подбирать эксперементально.

Отредактировано Al78 (2016-08-04 13:25:07)

+1

17

Артём1982 написал(а):

По оси скег, правильно?

Нет,

Al78 написал(а):

Срез скег, это нижняя плоскость скег,

Да,конечно много зависит от конкретного мотора и винта.

0

18

Очередной этап испытаний позади.
Стал решать проблему румпеля комплексно, т.е. максимально сместил мотор вправо, максимально загрузил левую сторону (бак, якорь, шмотки), поднял мотор максимально возможно (2см) и ещё подзажал винт поворота мотора. Вроде привык. Румпель тянет, конечно, но терпимо. В конце конце концов не так уж и часто я хожу часами со скоростью 40кмч. На 30 кмч вполне норм.

Что касается подъёма мотора на транце, то на фото видно, что нужно ещё на сколько-то поднимать. Если есть готовый мануал как надёжно нарастить транец на ротане, ткните носом пожалуйста, хотя я и сам погуглю потом.
http://s4.uploads.ru/t/gOaP4.jpg
Что касается угла мотора на транце, то ниже фото на 3й и 4й дырке. В статике, когда катамаран стоит параллельно земле, идеальна третья дырка, но на ней проскальзывания винта перед выходом на глиссер. На воде же лодка имеет дифферент на корму и поэтому строго параллельное положение антикавитационной пластины относительно воды на 4й и 5й дырках, но на них я на глиссер выйти не могу.
http://sd.uploads.ru/t/tLeEi.jpg
http://se.uploads.ru/t/SjIR6.jpg
В итоге катаюсь на второй дырке и в рот тапочки мануалу, где написано про параллельность пластины воде.

0

19

Сверли транец, поднимай мотор и сажай на болты. Дырку делай так, чтобы было положение посередине. Если что, опустишь, или ещё поднимешь .

0075 написал(а):

Виктор Perevozchik четко сформулировал базовую навеску:ось винта по срезу скег.

Миш, спасибо, что помнишь и не даёшь забыть другим ! ))) помню в 11году мне это стоило зелёных соплей осенью на Неве, когда приходилось в течении дня экспериментировать с навеской в одно жало , слипуясь по нескольку раз и прохватывая в дождь по реке туды-сюды. Сегодня даже SPRINTER с нуля в базе выведен в ноль по этому правилу и Ледовая Гонка доказала состоятельность.
Но я бы позволил подкорректировать - 2016 (с) -, поскольку мы все водомоторники: "Центр гребного вала в основной плоскости судна" :flag:
В базе зачастую  гребной вал на основной линии корпуса, но смещение относительно ДП иногда требуется. Прошу занести в протокол  :crazyfun:

+1

20

Непонятно, почему сразу на производстве не делать транец выше? Все поднимают моторы или есть моторы с нестандартной ногой?

0

21

Все объяснимо. Моторы разные, ноги разные. За основу производитель принимает тот или иной размер

0

22

Например , я ориентирую SPRINTER'а под Меркури. Потому что эти Моторы наиболее соответствуют, имеют достойный модельный ряд и доступный сервис. Импонируют ещё Эвинруды. Остальные как второй эшелон со своими историями и выдумками. Поэтому, невозможно для всех моторов сделать одинаковый транец. Наши Братаны ориентировались на Ветерок  :crazy: шучу нафик  :crazyfun:

0

23

Артём1982 написал(а):

Все поднимают моторы или есть моторы с нестандартной ногой?

Мотор поднимают только для одного лица. С нагрузкой мотор опускают.
Вот и надо найти два\три положения, для понимания процесса.
1. Самое высокое, для погонять в одно лицо.
2. Среднее, для 250\350кг. загрузки.
3. 500+кг. для хода в грузу.

"Ноги" на моторах разных фирм имеют разную длину. Производитель физически не может найти середину, поэтому делает максимально низко(самая низкая 435 нога у Ямы). Но и у Ямы у разных моторов разной длинны "ноги".
Как то так.

Поэтому всё методом тыка, если сразу не срослось.

0

24

Понятно, спасибо.
Казалось бы, зачем с нагрузкой опускать мотор, у гружёной и так осадка больше. Но учту.

Взял винтик у товарища покататься.
На 11м винте 45кмч идет, это без поднятия мотора. Обороты оптимальны в одного, вдвоем в нижней границе оптимала.
На 9м винте 43кмч идет. Перекрут.
Нужен 10й.
Думаю поднятие транца даст прибавку в скорости километра 2 - 3 в час. Слишком мало, чтоб ради этого транец сверлить. Но поднятие мотора по идее должно его разгрузить, рулиться будет легче. Весь в сомнениях )

0