По первоначальному плану, достигнув Хантайского озера, мы должны были сделать еще один перевал по р. Наледная и выйти на озеро Дюпкун, откуда по реке Курейке придти в поселок Светлогорск. После чего по Енисею вернуться в Дудинку. Маршрут через Снежногорск рассматривался как запасной вариант. Однако из-за наличия льда на озере Кета и недельной задержки в ожидании его схода, нам пришлось пойти именно через Снежногорск. О чем, вобщем то, нисколько не жалеем. Скорее даже рады, т.к. на своем пути заходили практически во все избы, точки и поселки, где познакомились со множеством интересных людей, услышав массу незабываемых историй!
Сам маршрут и его прохождение прекрасно описано и проиллюстрировано в книге Александра Коношенка "Норильский южный круг", выпущенной издательством "АПЕКС" в прошлом году. Александр Гелевич в одиночку на надувной ПВХ лодке Флагман-320 под мотором Suzuki 6 л.с. по низкой воде лета 2013 года преодолел этот маршрут. О чем и написал данную книгу.
Состав нашей экспедиции: Евгений Иванов, Андрей Грязнов.
Плавсредство: надувная ПВХ лодка Братан-430Э (длинна 430 см, вес 32 кг) и 4-х тактный подвесной лодочный мотор Honda BF-5 SBU (мощность 5 л.с., 29 кг)
Пока что отчет еще пишется. Сюда буду копипастить то, что уже выложено на местном норильском форуме.
Сразу извиняюсь за качество фоток - приходится сильно ужимать. А то с нашим инетом никаких денег не хватит....
23 июня 2014 г.
Норильск (пос. Валек) – р. Норильская – р. Рыбная (Оронские пороги)
В 7:00 группа собирается в гараже на причале у реки Норильской. Переодеваемся, проверяем и упаковываем оставшееся снаряжение. Спускаем лодку на воду, грузим и увязываем в кокпите гермомешки. Всего набралось три гермомешка: два мешка с личным снаряжением и продуктовым набором и один с общегрупповым снаряжением. Из бензина с собой одна 20 л пластиковая канистра и полностью заправленный 12 л внешний бак лодочного мотора. Еще 110 л бензина были предварительно заброшены за Оронский порог 22 июня.
В 8:00 отзваниваемся оперативному дежурному ГО и ЧС города Дудинки, сообщаем, что мы выходим на маршрут. В 8:20 даем официальный старт нашей экспедиции и отчаливаем. Двигаемся вверх по реке Норильской со скоростью 5-7 км/ч. Погода солнечная, небольшая облачность, слабый ветер. В 11:00 входим в устье реки Рыбная. После первых 13 км скорость течения возрастает и скорость падает до 3 км/ч. В 13:15 причаливаем у избы, решаем дальше идти челноком. Выгружаем часть снаряжения и проходим вверх на 11 км, затем возвращаемся обратно и делаем еще одну ходку. Таким образом, при челночении скорость держится в пределах 8-10 км/ч. Этого должно быть достаточно для преодоления быстротоков районе остовов при подходе к Оронским порогам. Перекладываем снаряжение. В общегрупповой мешок кладем все необходимое для разбития лагеря и готовки ужина. Решаем, что для преодоления оставшихся 15 км до Оронских порогов и экономии времени следует первой ходкой закинуть Евгения. Там он займется установкой лагеря и приготовлением ужина, а я вернусь обратно и перевезу оставшееся снаряжение. В 18:15 причаливаем к правому берегу в полукилометре ниже третьей ступени Оронских порогов. Высаживаю Евгения с общегрупповым гермомешком, возвращаюсь обратно, заправляю бак и в 20:30 экспедиция в полном составе собирается у третьей ступени. Палатку поставили так, чтобы из тамбура можно было смотреть на перекат третьей ступени. Ужинаем, отдыхаем. Затем сушим и сворачиваем лодку, готовим к транспортировке. Для переноски мотора с гребного вала снимаем винт. В этом случае мотор встает антикавитационной плитой на поперечины грузовой площадки станкового рюкзака Tatonka. К рюкзаку мотор крепим шнуровкой, выполненной швартовым фалом. Лодку же крепим крест на крест грузовыми лентами-стяжками с трещеткой-натяжителем. Получается очень жесткая фиксация. В 23:30 ложимся спать.
24 июня 2014 г.
р. Рыбная: обнос Оронских порогов – проводка Мокутейского порога – устье р. Чопко
Встаем в 6:00. Завтракаем. Готовимся к переноске первой партии груза. От лагеря до схрона с бензином за порогами 2 км относительно прямого пути. Погода пасмурная, моросит дождь, слабый ветер. Делаем три ходки. На третью ходку остается только один гермомешок с общегрупповым снаряжением, поэтому несем его поочередно. К 13:30 переносим все за порог. Собираем лодку, спускаем на воду, грузим первую треть снаряжения и в 14:20 выходим на штурм Мокутейского порога. 5,5 км проходим за один час. Порог встречает нас метровыми волнами на перекате и огромнейшим расходом воды. После засушливого 2013 года, когда порог представлял собой маленький полуметровый водопадик, картина в корне изменилась! Причаливаем к левому берегу и проводим лодку вдоль него. За 300 м до устья р. Мокутей из пологого, образованного ровными плитами, берег переходит в обрывающиеся вертикально вниз скальные выходы. Глубина под ними около 2 метров. Опускаем мотор и проходим чуть выше устья р. Мокутей. Разгружаемся, возвращаемся обратно и проводим лодку вниз по течению вдоль берега. Сплавляться через порог на пустой лодке мы не решаемся. Евгений остается ждать на берегу, пока я подвезу следующую часть груза. По аналогичной схеме делаем еще две ходки с грузом и к 19:10 заканчиваем проводку Мокутейского порога. Решаем подняться еще чуть повыше, где течение не такое сильное. Пользуемся тактикой предыдущего дня – первым забрасываю Евгения с бивуачным снаряжением, чтобы он ставил лагерь, пока я делаю вторую ходку с грузом. Проходим еще 7 км вверх и встаем на полянке в устье р. Чопко. К 22:00 группа в полном составе готовится к ужину и ко сну.
25 июня 2014 г.
р. Рыбная: устье р. Чопко – устье р. Бол. Лонгачи – старица
Подъем в 6:00. Погода без изменений – все так же пасмурно, моросит дождь. Радует только отсутствие комаров, хотя скоро придет их пора. Дальше так же решаем идти челноком в две ходки и подняться на 15 км. Отходим в 8:40 на первую ходку. Идем вдвоем с частью снаряжения. Скорость 10-12 км/ч. Течение относительно тихое, однако избегаю стремнин и прижимаюсь не к коренному, а к противоположному берегу. Благо глубина позволяет. Пройдя 14 км, в 11:00 на повороте реки в среднем течении высаживаю Евгения с грузом и отправляюсь обратно. Дождь усилился. Мокро и холодно – не самые приятные впечатления от маршрута. В 12:30 забираю канистры с бензином в устье р. Чопко и в 14:50 возвращаюсь к Евгению. Сопоставив время и скорость, затраченные на две ходки, приходим к выводу, что с равным успехом можно идти и в полной загрузке со скоростью 5-6 км/ч. Поэтому в 15:10 в полном составе продолжаем наш путь вверх по реке Рыбной. Поднимаемся на 11 км и в 17:10 причаливаем на левом берегу у избы в районе старицы. Осматриваем избу: окна выбиты, часть стены разрушена, крыша вот-вот грозит провалиться. Обидно – в такую промозглую погоду надеялись на комфортную ночевку в избе. На ягельной поляне чуть выше старицы ставим палатку. Готовим ужин, заполняем журнал экспедиции, отзваниваемся оперативному дежурному ГО и ЧС. На ночь переодеваемся в сухое теплое белье и кутаемся в спальники. Промокшую одежду и забродники с дождевиками складываем в тамбуре палатки.
25 июня 2014 г.
старица р. Рыбная – исток – р. Рыбная – оз. Кета
Подъем в 6:00. Над рекой стелется туман, пасмурно, но без дождя. По прогнозу на сегодня обещают переменную облачность и солнце – хочется верить в это. Быстро завтракаем, собираемся и в 7:20 отчаливаем.
Проходим 10 км и в 9:00 причаливаем у правого берега на сливе первого переката в 30 км ниже истока реки Рыбная. Прогноз не подвел. Распогодилось: тепло, светит солнце, небольшая облачность. Ощущаем в себе боевой настрой. Фотографируем перекат, осматриваемся. Проводим лодку на 400 м вдоль правого берега. Помогает мотор, работающий на малых оборотах, в положении «в полводы». Пройдя перекат, запрыгиваем в лодку и двигаемся дальше.
В 20 км от истока, в районе островков, встречается еще несколько не слишком сильных перекатов. Однако преодолеваем мы их раздельно: я прохожу их на лодке под мотором, а Евгений – по берегу, пробираясь через заросли ивняка.
В 10:45 подходим к первой ступени второго переката в 18,5 км от истока. Быстрое течение на сливе сопровождается довольно высокими бурунами. Высаживаю Евгения, а сам прохожу слив вдоль левого берега и заворачиваю в заводь к правому берегу. Вторая ступень на вид еще интереснее и мощнее. В течении видны приличного размера валуны. Дожидаюсь Евгения и говорю идти ему дальше через бугор за поворот реки, где мы должны будем встретиться. Сам отчаливаю и вхожу в перекат по струе, ближе к левому берегу. Однако здесь не так глубоко, как казалось. Бьюсь винтом о камни – мотор прохватывает, не дает тяги. Подумал, что сорвал шпонку на валу. Поднимаю мотор из воды, прыгаю на весла и изо всех сил выгребаю обратно в заводь. Осматриваю мотор: довольно хорошо побил кромки винта, однако шпонка цела. Завожусь, отчаливаю, включаю передачу – тяга есть. Видимо просто была кавитация на лопастях, что вызвало «перекрут» мотора. На этот раз захожу в перекат ближе к правому берегу. Винтом нигде не зацепил, хотя и пришлось побороться с сильным течением – скорость на подъеме около 2-3 км/ч.
Осилив второй перекат, в 11:30 причаливаю за поворотом, где меня уже ждет Евгений. Достаем ремнабор и напильником выправляем разлохмаченные кромки винта. Повреждения не сильные – еще послужит нам.
Проходим прямой 3 км участок реки со скоростью 6-8 км/ч и в 12:20 пристаем у левого берега на сливе третьего переката в 15 км от истока Рыбной. Здесь невооруженным глазом виден уклон реки. Проводим лодку на 500 м за первую ступень переката. Затем на повороте реки под мотором переезжаем к правому берегу и вновь ведем лодку под берегом, помогая мотором. Однако здесь, на прижиме, течение и глубина по более. Передвигаться и волочить лодку за леера, стоя по пояс в воде, очень сложно. Евгению, который ведет лодку за носовой фал, по берегу мешает идти густой ивняк. Упираемся всеми силами и все же протаскиваем лодку на 200 м за вторую ступень переката. Здесь уже скорости должно хватить чтобы преодолеть течение реки. Опускаю мотор и прохожу в полном газу еще 300 м до тихой заводи, куда вскоре, по берегу, подходит Евгений.
Передохнув, в 13:30 продолжаем путь вверх по Рыбной. До истока осталось около 13 км. Здесь относительно тихий и спокойный участок реки. Идем со скоростью 6-8 км/ч, избегая струи и прижимаясь к берегам с более тихим течением. Лавируя от берега к берегу, на изгибах реки все же пересекаем быстротоки течения. Скорость на струе при работе мотора в полном газу падает до 0,8-1,5 км/ч. Приходится долго и терпеливо бороться с течением, наблюдая, как мимо медленно проползает береговая растительность.
Понимая, что дальнейшие перекаты с такой скоростью мы не «выгребем», в 15:10 причаливаем у избы в 6 км от истока реки. Здесь же впервые видим лед, который тянет с озера. Выгружаем половину снаряжения и делаем первую ходку к последнему четвертому, самому быстрому перекату. У переката пристаем к левому берегу, где течение почти отсутствует. Снаряжение обносим по берегу на 100 м выше переката. Делаем вторую ходку за канистрами с бензином и, не разгружая, проводим лодку вдоль берега. Течение сильное, поэтому чтобы безопасно отойти от берега Евгений держит лодку за леера носом против течения, я в это время завожу мотор, включаю передачу и запрыгивая в лодку даю мотору полный газ.
На 3 км финишной прямой до истока встречается еще несколько небольших перекатов. Они успешно преодолеваются и в 17:00 первая половина экспедиционного снаряжения десантируется на остров в истоке р. Рыбная. Спускаюсь вниз по течению к перекату, забираю Евгения. Решаем зайти в Смолинскую избу в 2 км от истока. Изба сама по себе не плохая, с верандой и кладовой. Рядом гостевая изба и баня. В кладовой, скорее всего, орудовала росомаха – все вверх дном. Хотя и люди, отдыхавшие здесь, видимо не знают, что следует убирать за собой: на веранде лежат пустые бутылки, повсюду бытовой мусор.
В 18:00 наша экспедиция наконец то преодолевает реку Рыбная и выходит в озеро Кета. Причаливаем к острову. Идем осмотреться, отснять панораму озера. Опасения подтвердились – в бинокль видим, что видимая часть озера по всей площади еще покрыта льдом. Открытая вода простирается по прямой от мыса Хогольдымакит до западного берега озера. Остается надежда, что сможем проскочить по заберегам вдоль северного берега озера.
В устье р. Кетаирбэ видна точка рыбзавода, слышим голоса, лай собаки. В бинокль видим пару лодок – проверяют сети.
Тем не менее, ясная солнечная погода сегодня не дает унывать. Ставим палатку, на кустах развешиваем сушиться вымокшую за три дня одежду. Из пойманного хариуса варим уху и делаем подобие сагудая. Ужинаем, отдыхаем на солнце, обсуждаем пройденный путь, пишем журнал. В 23:00 ложимся спать.