Форум любителей лодок "БРАТАН\РОТАН"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Братан - 430 KLM

Сообщений 1 страница 70 из 284

1

Добрый день.
Два сезона катался на каботах Сатурна SK430 и SK470XL под моторами 5 и 15 л.с. по рекам Кольского полуострова и Баренцеву морю.
Обычно в сезон две одиночные экпедиции по 2-3 недели и выходные. Каботы классные, качество отменное, но Баренцево море холодное.
Появилась необходимость купить экспедиционную лодку класса "река - море". Реки каменные и мелкие. Вывернув наизнанку Инет и друзей -
владельцев катамаранов, заказал 430 KLM, фото которого прилагаются. Наряду с катамаранами рассматривался
Солар 380 и SATURN SK470XL. Победила мореходность и самоотлив. Мотор Sea Pro -15 (OTH), про Хонду-20 все знаю.
В апреле с началом выходов в море начну что-то писать. Отчеты по предыдущим лодкам есть на сайте дилера.

Это экспедиция 3 недели на SATURN KaBoat SK430:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96720612/xlarge/133553715.jpg

Это SK470XL друга, в полтора раза больше первого:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96715540/xlarge/133786482.jpg

Это мой 430 KLM:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133848481.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133848482.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133848479.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133848480.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133848478.jpg

0

2

эМку зря взял, бьёт её сильнее, чем обычный 430...

0

3

Иван, а если часть маршрута - порожистая река? Имеет смысл жертвовать мягкостью хода ради проходимости по таким рекам:

http://sergeysokolov.users.photofile.ru/photo/sergeysokolov/96711269/xlarge/132755829.jpg

Я на М-ке не ходил, потому не могу понять "бьет сильнее" - это насколько критично? Все равно же, по сравнению с килевой лодкой катамаран KLM пойдет мягче. Или нет?

0

4

Serggrey написал(а):

Иван, а если часть маршрута - порожистая река? Имеет смысл жертвовать мягкостью хода ради проходимости по таким рекам:

Серёг, всё в нашем мире относительно.
Для больших водохранилищ, заливов, морей, больших озёо ОДНОЗНАЧНО с одинарными скегами, а для порожистых рек\речек можно и сдвоенные эМки.
Для порожистых рек я хочу себе заказать новинку, называется "Тунгуска", это типа катабайда просто большого размера. Конкретно я буду заказывать 7м.

Serggrey написал(а):

Я на М-ке не ходил, потому не могу понять "бьет сильнее" - это насколько критично?

Чувствительно.

Serggrey написал(а):

Все равно же, по сравнению с килевой лодкой катамаран KLM пойдет мягче. Или нет?

Конечно мягче.

0

5

Спасибо. ) То, что нужно. Точнее только собственной пятой точкой.
Думаю, таких относительных оценок должно хватить Nomad-у для выбора.

Интерцептор лишним не будет для порожистых рек?

0

6

Serggrey написал(а):

Интерцептор лишним не будет для порожистых рек?

Мне кажется интерцептор нигде не помешает.

0

7

Большое спасибо всем! Форум мониторил очень долго.
Про море на М-ках все ясно. Вероятно, после плоскодонных каботов в море будет комфортнее.) М-ка пойдет мягче, чем Баджер 350 HD?
Я правильно понимаю, что у М-ок меньше дифферент при стартах за счет ширины опорной поверхности скег, быстрее выход
в глисс и меньшая скорость выхода в глисс? Пока не могу понять разницу в осадке Ямахи-15 на 430KL и 430 KLM. То, что осадка самого катамарана меньше
примерно на 5 см понятно, а мотора? Транец одинаковый, или у KLM он ниже для исключения прохватов? На фото видел обычные 430KL
с транцем без выреза, у меня и на GT с вырезом... Почему?

0

8

Вообще по идее транец должен быть одинаковой высоты.

0

9

на 420км транец прямой, на 420к - с вырезом. Лучше вопрос производителю задать.

0

10

52 написал(а):

на 420км транец прямой, на 420к - с вырезом. Лучше вопрос производителю задать.

Братан 420М на 4 килограмма тяжелее и на 4 сантиметра ниже Б420. http://www.lodki-bratan.ru/shop/naduvny … -420m.html по всей вероятности вот и вся причина вырезав транце

0

11

Братан-430 KLM испытан в Баренцевом море при волне до 2-м метров с ветром 14 м/сек и на водохранилищах Кольского полуострова от штиля до 10 м/сек.

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133912413.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133976214.jpg

Скоро будет опубликована большая статья с разбором полетов.

До публикации просветите по следующему вопросу:

Мотор Ямаха-15, винт 9 1/2 х 11 (3 лопасти), редуктор 2.08/1
.
Загрузка 360 кг, штиль, полный дроссель: 25 км в час, 80% дросселя 22-3 км в час 
Загрузка 200 кг, штиль: полный дроссель 29 км в час, 80% дросселя 28 км в час, 70% дросселя 26-27 км в час
Загрузка 130 кг, штиль: полный дроссель 32 км в час

По навеске и развесовке не спрашивайте, они правильные 100%, испробовал и измерил все что можно, все будет отражено в статье.

Теория:
5000 об/мин = 83.3 об.сек   
Шаг винта: (11 х 25,4)/1000 = 0.2794 метра 
(0.2794 х (83.3/2.08) х 3600 сек) /1000 = 40,23 км в час минус проскальзывание (не знаю сколько оно для катамарана, сообщите кто знает)

Вопрос: какой шаг винта покупать?

С загрузкой менее 200 кг я не катаюсь. Про мотор 25-30 сил все понял сразу на десятой секунде испытаний, но пока не вариант.
До выхода статьи тем кто будет покупать этот катамаран: меньше 20 сил не смотрите., 15 сил используют всего 50% потенциала этого катамарана.
 

Спасибо заранее.

0

12

Nomad написал(а):

Загрузка 130 кг, штиль: полный дроссель 32 км в час

Маловато, очень маловато...

Nomad написал(а):

Скоро будет опубликована большая статья с разбором полетов.

Где, если не секрет?

Nomad написал(а):

Вопрос: какой шаг винта покупать?

Для 15л.с. , в грузу 8-9(скорее 9), в одного 10-11(скорее 11).
Пробовал 4х. лопастную Солосовскую Амиту 8 шага, не очень понравился.

0

13

Спасибо, куплю 9 шаг. Я тоже ожидал совершенно иных показателей хода на Ямахе-15. В первую очередь статья буде т опубликована здесь, в этой ветке.
Другие три лодки с грузоподъемностью 340-420 кг под этим мотором и винтом у меня разгонялись до 36 км в час. Братан 430KLM слишком большой, видимо, и навряд-ли предназначен для мотора 246 кубов. Начиная от Сузуки -18, наверное, пойдет. В общем, чуда не произошло, гидродинамическое сопротивление этого катамарана оказалось больше плоскодонного SK430XL при одинаковой загрузке,  и расход топлива тоже получился больше (28 литров на 100 км против 22 литров при одинаковом крейсере 25-26 км в час. Если посчитать суммарную ширину лыж, их погружение в воду и площадь лобового сопротивления судна воздуху, то так и должно быть, наверное.

0

14

Почему здесь нельзя редактировать сообщения? Братан 430KLM слишком большой для 246 кубов, это для SK430L они оказались избыточны даже с полной загрузкой в 360 кг примерно на треть.

0

15

Nomad написал(а):

Почему здесь нельзя редактировать сообщения?

Надо набрать определённое количество сообщений.

0

16

Nomad написал(а):

В общем, чуда не произошло, гидродинамическое сопротивление этого катамарана оказалось больше плоскодонного SK430XL при одинаковой загрузке,  и расход топлива тоже получился больше (28 литров на 100 км против 22 литров при одинаковом крейсере 25-26 км в час.

Может его и не должно было быть.
После одного выхода на катамаране не рано делать утвердительные заявления о свойствах судна? Я года два "въезжал" в катамаран и сейчас не считаю, что Опытно владею им.
Ты, кстати, приклеил интерцептор?

Отредактировано Serggrey (2016-06-19 21:58:53)

0

17

Savage написал(а):

Nomad написал(а):

    Почему здесь нельзя редактировать сообщения?

Надо набрать определённое количество сообщений.

Какое? Найти в правилах не могу

0

18

Выдержки из статьи, которая будет вскоре опубликована. Интерцептор с 15 силами этому катамарану совершенно не нужен, ему нужны 20-25 сил:

Конструктивное ограничение скорости данного катамарана наглядно демонстрируется роликами в Интернете под моторами 20 - 30 л.с. и находится за границей отметки 60 км в час.
Под «Ямахой – 15» с лифтом 25 мм и винтом 9 ¼ х 11 катамаран развил 32 км в час с полезной загрузкой 130 кг.  При волне 30 - 50 см начались многочисленные прохваты и скорость упала до 15 км в час. Проставка транца (25 мм) была удалена и лодка вышла на стабильную скорость 29 км в час без прохватов. При этом 60/70 процентов дросселя давали скорость 26-27 км в час, 80% дросселя - 28 км в час, 100% дросселя - 29 км в час.
Под загрузкой 360 кг скорость составила всего 25/26 км в час, при этом мотор после 70% дросселя уже не раскручивался.
Показания навигатора при положениях штыря дифферента №1,2,3 «Ямахи-15» показали, что скорость отличается всего на 1 км в час и оптимальным положением является положение № 2.. Был удивлен, т.к. на каботах изменение положения штыря приводило к очень большой разнице в тяге и скорости, а положение № 3 оголяло винт. Во время свежей погоды с волнением во избежание возможных прохватов штырь на всякий случай был удален полностью, при этом скорость лодки осталась прежней – 29 км в час. Дифферент лодки не менялся при изменении положения штыря изменения дифферента мотора.

Двухтактный мотор мощностью 15 л.с. объемом 246 куб. см. показал себя грустным и не соответствующим скоростному потенциалу корпуса. При весе судна 410 кг путевой расход топлива  составил 28 литров на 100 км, что на 6 литров больше расхода каботов SK470XL и SK430XL с аналогичным весом судна под этим - же мотором на этом - же маршруте. Расход «Солара – 350» под «Хондой-20» в то - же время на этом - же маршруте с аналогичной загрузкой составил 12,8 – 14,3 литра на 100 км. Нам – же еле хватило 60-и литров, чтобы вернуться с маршрута выходного дня протяженностью 200 км. Это уже не столько вопрос цены топлива и скорости, сколько запаса хода и затрат времени на выходных.

Вывод:
Оптимальным дальнобойным мотором для 430 KLM считаю четырехтактный двадцатисильный. Двухтактный мотор объемом 246 куб.  считаю явно недостаточным для данного судна.

0

19

Alexander написал(а):

Найти в правилах не могу

Ща напишу...))

0

20

Nomad написал(а):

Вывод:
Оптимальным дальнобойным мотором для 430 KLM считаю четырехтактный двадцатисильный.

Не согласен!
На небольшие расстояния(до 500км. и 5\7 дней) может быть, а если замахиваться на 1000\1500\2000км., не хватит мощности для вывода на глисс того количества "самого необходимого" для прохождения этого маршрута. Нужна тридцаточка. Хоть она и тяжелее на 22кг. и жрёт чуть поболе, но зато в купе увеличит дальность расстояния.

Nomad написал(а):

Двухтактный мотор объемом 246 куб.  считаю явно недостаточным для данного судна.

А на двухтактных даже нормальной мощности для 430КL(КLM) идти на дальняк не рационально. Дальняк на мой взгляд начинается от 300км.

0

21

Nomad написал(а):

Интерцептор с 15 силами этому катамарану совершенно не нужен, ему нужны 20-25 сил:

Я подозревал убеждения, не основанные на практике  :no:

0

22

О 30 л.с. 4T я даже не думал, если честно..... А разве Хонда-20 не даст автономности 1000 км? Вроде-бы это не более 140-150 литров топлива при условии погоды, самый экономичный мотор и 600 кг судна в глиссе.... Или я что-то о ней не знаю?

По поводу интерцептора: Я нашел поведение лодки на стартах и на ходу практически идеальным. К мотору 15 сил лодка отношения не имеет. Поэтому не понимаю зачем ей интерцептор пока не поставлю нормальный двигатель. Если на ходу днище не касается воды за счет скег большого водоизмещения, а струя перед мотором ровная как стол, то зачем мне интерцептор? Это не риторический вопрос, а вполне конкретный к тем, у кого стоит интерцептор.  Посмотрели бы на струю каботов с таким мотором после прогиба дна на скорости 30... Вот эта проблема действительно требует решения.

0

23

Сергей, мы этот момент уже долго обсуждали, мне показалось - ты понял.

Катамаран встает только на скеги на скоростях, близких к 40 км/ч и выше + к этому должна быть соответствующая погода, отсутствие волнения и пр...
И тем более у М-ки, у которой клиренс меньше, что в большей степени подразумевает касание нижней частью днища водной поверхности при волнении.
Поток воды за счет закругленного края днища и свойств воды закручивается вверх и приводит к частичной потере упора винтом - прохватам.
На больших лодках типа 520 этот эффект снижается за счет длины лодки, более мощного мотора.
А на коротких лодках до 420 интерцептор однозначно помогает и с прохватами, и выходом на глисс и даже с максимальной скоростью.
Может я в каких-то нюансах и заблуждаюсь, но в целом, думаю прав  :flag:

Такой мой опыт на 420 сначала на 15-ке, теперь на 20-ке.

P.S. Так как волею судеб мне приходится часто консультировать новоиспеченных катамаранщиков, интерцептор советую всем  (не меньше 10 владельцев набежало) пока еще никто не жаловался - в основном благодарят.

0

24

Сергей, мне совершенно не интересно ждать погоды, состояния волнения и иные факторы, при которой катамаран полностью встанет на скеги на моторе 15 л.с.  ;) Должно быть только одно движение - поворот дросселя и набор скорости до 45 км в час, больше мне ничего не надо от этой лодки. 15 сил объемом 246 кубов никогда не разгонит 430KLM до необходимых мне показателей, это просто слишком слабый мотор для этой лодки (слишком малый объем цилиндров, недостаток момента). По поводу выхода на скеги этой модели при 40 км в час - думаю такого быть не может, у нее лыжи шире обычных в два раза, это против законов физики и не подтверждается видеороликами. Как только я поставлю нормальный мотор, а не половину мотора, обязательно проведу тестовые заезды и сообщу что происходит со струей и прохватами. Пока-же никаких настроек лодки и никаких внесений изменений в ее конструкцию я не вижу совершенно, все ее качества кричат о том, что на шасси мощного классного автомобиля установили 4 цилиндра вместо 8-и,  и больше ничего. Судя по этому видео со средним мотором в 20 сил я тоже вряд-ли стану заморачиваться с настройками, это лучший ход что видел под мотором такой мощности, и пустая она сходу встает на свои широкие скеги, это-же видно, никакими 40 км в час при стартах еще и не пахнет:

Ты сообщи что дал интерцептор в секундах разгона  или километрах в час, тогда станет что-то понятно в цифрах, но я все равно не догоняю зачем он нужен именно этой модели, у которой нет ни кобры, ни тяжелого подъема на скеги ввиду их здоровой ширины, ни требований к развесовке. Имеешь ввиду, что матрас у транца чуть чертит струйки между своими баллонами без интерцептора? Так сообщи что он даст в километрах в час, у меня антикавитационная пластина видна из воды, а прохватов нет.... Нужен он мне в этом случае и насколько?  Струя-то вообще без воздуха перед мотором, и вниз от транца она точно не идет, в отличие от тех-же каботов...

0

25

Пока-же в перспективе дело пахнет продажей 15-и сил, покупкой 8-9.8 л.с. для кабота и 25 сил для Братана, 15 сил получился глупым и для кабота, и для катамарана. Первому он избыточен и приносит кучу проблем, а второй  тянет только в половину конструктивной скорости лодки, расходуя топливо как 25 сил Баджер HD350 на скорости 30 км в час. Ввиду того, что средняя зарплата теперь в РФ ниже Албании, то с большой вероятностью это может оказаться китаец.

0

26

"Ямаха - 15" с лифтом 25 мм на "430 KLM" при скорости 25 км в час:

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980279.jpg

Груза около транца при этом вот столько:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980278.jpg

Т.е., этой модели почти наплевать на распределение груза, чего я и хотел с учетом мелких рек и слабого мотора. Она идет почти параллельно воде. Но и на кончиках скег не носится под мелкими моторами,
как модели 380K. Поэтому сваливание в одну кучу характеристик обычных моделей и мелководных (со спаренными скегами), считаю не корректным. Даже судя по видеороликам
с самыми разными моторами поведение у этих серий серьезно отличается, и требовать от 430KLM под 15 л.с. показателей как у 380К считаю нереальным. Их даже не сравнивают
на видео под одним мотором. На видео 380K обычно под раздушенной 9.9 (15), а 430-й KLМ и GT под 25-30 силами. И такой фокус не случаен ни разу, иначе 430М в ролике сольет
380-му вчистую и будет выглядеть уныло и "малопродаваемо". Это лодки разных классов, а не просто увеличенный 380-й с двумя скегами, и требуют они разных моторов.

0

27

Так, для статистики: пробовал свой мотор на 430 KLM GT (арктос) на пустой лодке максимум  видел 47км/ч.

0

28

Al78 написал(а):

Так, для статистики: пробовал свой мотор на 430 KLM GT (арктос) на пустой лодке максимум  видел 47км/ч.

Подпись автора

    Б380КL, Yamaha 9.9(15)

Если правильно понял это Я15?

0

29

Al78 написал(а):

5000 об/мин = 83.3 об.сек   
Шаг винта: (11 х 25,4)/1000 = 0.2794 метра
(0.2794 х (83.3/2.08) х 3600 сек) /1000 = 40,23 км в час минус проскальзывание

Так что, я понятия не имею как на Ямахе-15 со штатным винтом 9 1/4 х 11 можно достичь 47 км в час.

0

30

Пустой лодки у меня быть не может в принципе, на ней тут некуда ездить в пустом состоянии. 60 л бензина минимум + 2 человека + 50 кг вещей даже на два дня.

0

31

Известная картинка Ямахи. Нетрудно заметить при каком весе судна ряд лодок на 15 силах начинают жрать бензина значительно больше, чем под 25 силами. Это как раз мой случай.
Так что, господа, вы меня ни при каких обстоятельствах не убедите в 15 силах для 430KLM. И еще потому, что я штурман дальнего плавания по диплому.)))

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96715540/xlarge/133981621.gif

0

32

Nomad написал(а):

И еще потому, что я штурман дальнего плавания по диплому.)))

По РАБОЧЕМУ диплому я капитан- механик, по другому штурман далёкого плавания, но тебя лично ни в чём убеждать не хочу, да и не буду! Здесь люди рассказывают, что с ними было в реалии, делятся впечатлениями, спорят, но....не учат. Тебя же читаю и приходит мысль:- " Вот он мессия пришёл, и теперь всех несмышлёнышей, владеющих такими лодками, уже по десять лет, всё расскажет и всему научит!" Может маленько поскромней как то повествование своё вести, а штурман?

0

33

Ну вы разошлись!Я вообще сержант забаса действующий и то скромно молчу.Но интерцептор нужен всем братанам,в этом согласен с Сергеем,тем более он из Мончегорска,а там Норникель.Как-нить заеду на велике,может и в этом году.

0

34

Факты - штука не всегда скромная. Теоретическая скорость на 11 винте при оборотах 5000, например,  расход двигателей 15 и 25 сил на лодках Ямахи (Ямарины), замеры расхода на четырех лодках одновременно на одном маршруте. Поэтому, извините, я пишу только факты. Обычно когда людям не нравится то, что оспорить не могут, начинается переход на личности. Почитайте мои журналы по Патриотам и Крузерам, например. Найдете их по сотням тысяч просмотров, поймете о чем идет речь.

По теме топика:
Катамаран с конструктивной скоростью более 60 км в час мною покупался не для скоростей 25-30 км в час. Для этого у меня есть совсем другие лодки. Поэтому мотор 15 л.с. ему не подошел. Таблицы "Ямахи" наглядно объясняют почему, в том числе путевой расход топлива на Ямахе-15 в 28 литров на 100 км, в том числе ограничения каждого из двигателей (резкий свал расхода топлива, выделенный зеленым цветом). Братан-430 KLM весом 360 + 70 + 36 = 466 км шел маршрут со скоростью 25 км в час, при этом граница полного свала в водоизмещенку находилась в районе 18-21 км в час. Это значит не просто мало мощности, это очень мало. Если у вас есть доказательства обратного - оппонируйте фактами, пожалуйста. Но не ставьте других потенциальных покупателей в сложную ситуацию. В частности для того, чтобы они не повторяли ошибок при  выборе моторов аналогично моей ситуации, и не верили в сказки, как поверил в них я, читая некоторые источники. Фото навигатора и видео будет опубликовано позже. Без доказательств я никогда ничего не пишу и не буду писать. Нравится это кому-то или нет.

0

35

Могу добавить, что многие люди не знают что такое "раздушенный Сузуки - 9.9 New", например. И посмотрев ролик, где два человека на моторе 9.9 набирают 39 км в час, купят 9.9 совсем другого объема, достигнув скорости не больше моей. Аналогично ролики с бешенной спортивной "Ямахой-15", например, в которой 15-ю лошадьми даже близко не пахнет. Это то факты, которые сложно оспорить.  Вам, как штурману, например, не надо объяснять в каких условиях навигатор может показать максимальную скорость, которая не имеет отношения к действительной. А другим надо, они этого просто не знают и не могут знать. Моторы и лодки сейчас очень дорогие, так что я голосую за объективность, а не рекорды, выходящие за границы средних результатов.

+1

36

Nomad написал(а):

Сергей, мне совершенно не интересно ждать погоды,... Должно быть только одно движение - поворот дросселя и набор скорости до 45 км в час...

Я тут давеча, будь здоров тот, кто дал лишний выходной в июне),  уходил в глухую дичку морем. Часа полтора вроде ходом. Вышел - почти штиль, эх ща зажгу думал, а на середине пути уже был рад любому глиссу, в финале пути карабкался и спускался с Эльбруса, хорошо чаек не кормил.

Nomad написал(а):

Судя по этому видео со средним мотором в 20 сил я тоже вряд-ли стану заморачиваться с настройками, это лучший ход что видел под мотором такой мощности,

Сдается мне, что достаточно тебе будет двадцаточки 4-т.

Nomad написал(а):

Ты сообщи что дал интерцептор в секундах разгона  или километрах в час, тогда станет что-то понятно в цифрах,

Тогда уж ты скажи, ты гонщик или экспедиционщик?

0075 написал(а):

Ну вы разошлись!Я вообще сержант забаса действующий и то скромно молчу.Но интерцептор нужен всем братанам,в этом согласен с Сергеем,тем более он из Мончегорска,а там Норникель.Как-нить заеду на велике,может и в этом году.

Вот это дело, а то все детей пугают Мончегорском, как ни отчет, так проезжаем то пустыню, то апокалипсис.   8-)
Заезжай, только я, надеюсь на весь июль уйду медведей искать ), но если помощь какая нужна - маякни, чем смогу - помогу.

0

37

))) Сергей, так я о том-же. Лодка чисто экспедиционная. Скажем, на выходных от Ретинского до Кильдина и обратно. Либо от Верхнетуломского 100 км и обратно. Вот ты мне и скажи сколько времени на рыбалку добавит интерцептор и сколько он убавит расхода бензина, если мне надо пройти на выходных от 100 до 200 км с грузом около 360 кг как можно быстрее, чтобы хотя-бы с субботы на воскресенье немного поспать. Или что он даст в ощущениях на катамаране со спаренными скегами (у него корма не топится как у обычных моделей, судя по ощущениям и видео других людей). Если это дешево и просто -ради Бога, но давай тогда начнем с водометного кабота знакомого, или с моего кабота, которому выравнивание струи нужно на порядок больше с этим-же мотором.

0

38

Выдержка из статьи. Прежде чем что-то утверждать или писать, я это проверяю на себе. Многие местные люди знают что за условия на выходе из Кольского залива в апреле месяце при ветре 14 м/сек, поэтому посты о недостаточности 15-и сильного мотора кому-то могут сохранить нечто большее, чем время.

Первые ходовые испытания
Первые ходовые испытания проводились с загрузкой около 300 кг в Кольском заливе при северо – западном ветре 10-14 м/сек. Как только у выхода из залива высота волны превысила 2,5 метра, катамаран зашел в укрытие. Скорость хода в этот день не фиксировалась. Другие лодки в море не выходили. Ход на мелкой волне показался жестковатым.
Качество серфинга на больших волнах отложилось следующее: 
Ход на лицевой стороне волны был нормальным. Однако, мощности мотора не хватало чтобы сохранять стационарное положение относительно гребней. В результате волны нас догоняли, катамаран спокойно их пропускал под собой, после чего мощности мотора не хватало чтобы догнать волну (вершину волны) и не попасть под следующую. Единственным способом сохранять скорость с мотором 15 л.с. был серфинг на лицевой стороне волны. Однако опасения клюнуть носом,  кувыркнуться или попасть под гребень часто заставляли менять курс и переваливать набегающий сзади гребень в наиболее безопасном месте.

Остойчивость
Конечно, прямоугольное надувное судно размером 430 х 190 х 64 см с двумя плавучими якорями (скегами) обладает прекрасной остойчивостью. Это не значит, что когда высота волны перевалила 2 метра не было страшно. Было. И экспериментировать дальше желания не возникало. При такой волне борт 430KLM суммарной высотой 64 см уже не казался большим, на ум пришли модели 460 - 520. Однако,«430KLM» изначально рассматривался как катамаран «река – море».  Я ходил до Сетьнаволока пару раз в октябре 2014 года на каботе  шириной 107 см с баллонами 33 см, и никогда не ходил на катамаранах 420 - 520, так что все относительно. 

Заливаемость
Поднятый нос такой формы конечно является прекрасным отбойником. Однако, трапецевидный профиль бортов приводил к значительному забрызгиванию при курсе 30 – 45 градусов на волну.  Волна врезалась в поверхность борта, которая чуть наклонена в сторону кокпита как в дамбу. В этом обнаружилось отличие скегового катамарана от надувных лодок с цилиндрическими бортами. Против волны залива не было. При волне около 2,5 метра опыты были прекращены, и мы ушли в укрытие.

0

39

Nomad написал(а):

))) Сергей, так я о том-же. Лодка чисто экспедиционная. Скажем, на выходных от Ретинского до Кильдина и обратно. Либо от Верхнетуломского 100 км и обратно. Вот ты мне и скажи сколько времени на рыбалку добавит интерцептор и сколько он убавит расхода бензина, если мне надо пройти на выходных от 100 до 200 км с грузом около 360 кг как можно быстрее, чтобы хотя-бы с субботы на воскресенье немного поспать. Или что он даст в ощущениях на катамаране со спаренными скегами (у него корма не топится как у обычных моделей, судя по ощущениям и видео других людей). Если это дешево и просто -ради Бога, но давай тогда начнем с водометного кабота знакомого, или с моего кабота, которому выравнивание струи нужно на порядок больше с этим-же мотором.

От Ретинского до Кильдина - полста километров в одну сторону, что ты пойдешь 30 км, что 40 - на разницу не выспишься. Я этой весной этим маршрутом три раза ходил, с погодой везло каждый раз, но желания зажигать под 40 не было. Ибо там, где по волне можно идти 30, при ходьбе 40 становится неуютно, даже на Ротане. Хотя, на эго играет, когда в заливе тебя обходят килевастики с 30-кой на борту, а в открывашке они сливаются до 25 км/ч, а ты как шел 30 так и идешь, посасывая чай на задней банке.

Не знаю, сколько убавит расхода интерцептор, знаю, что пересев на 20-ку с 15-ки с одновременным приклеиванием интерцептора на один и тот же маршрут стал тратить в два раза меньше. А граммы не считаю - лениво.
А еще знаю, что если идти не 40 км/ч, а 30 - то топлива сэкономишь существенно.
Недавно на 100 км пути при скорости 30 км/ч с приличной загрузкой 3,5 человека + шмурдяк, часть пути в неэкономичной водоизмещенке съели 20 литров бензина.
А в прошлом году на этом же движке на 1,5 человека + экспедиционный шмурдяк (у меня правда его один фиг в два раза меньше, чем у тебя) обошли вокруг Соловков, намотав около 280 километров и не спалив 30-литровый бак. Щли в экономичном глиссе чуть за 20 км/ч. Вот и делай выводы по расходу. Интерцептор тут в  погрешность войдет. Он не для экономии нужен.

0

40

"Пересев с 15 на 20-ку с одновременным приклеиванием интерцептора стал тратить на дорогу в два раза меньше." Вот и ответ. Спасибо!

0

41

Недавно на 100 км пути при скорости 30 км/ч с приличной загрузкой 3,5 человека + шмурдяк, часть пути в неэкономичной водоизмещенке съели 20 литров бензина.

- Второй главный ответ, спасибо второй раз. 15 сил будут выставлены на продажу по окончании  сезона.

0

42

А её шаг винта можно уменьшить  :dontknow:
добавит оборотов   :flag:
11 для 300 и более наверно не докручивает  :flag:

0

43

Nomad написал(а):

Факты - штука не всегда скромная.

Это да, особенно если они объективны. Но в вашем случае есть одна "незадача". Вот смотрите, вы ставите для своего комплекта некоторые цели и задачи. Задача, это эксплуатация в определенных условиях (река/море), цель - определенная скорость и расход топлива (при определенных загрузках). Опустим первое и перейдем ко второму. В ваших постах выше есть результаты по скорости и определенной загрузке, НО процентное отношение открытия дросселя не есть аргумент. Чтобы факт стал фактом, пусть даже и не всегда скромным не хватает оборотов двигателя. Без значений оборотов двигателя дальнейшее обсуждение, в вашем случае явного недобора скорости и как следствие повышенного расхода топлива, не имеет смысла. Судя по "показаниям" дросселя движок не выходит на нужные обороты. И если этот так, то причин может быть множество, от банального "недокача" до неправильной/неподходящей геометрии винта, "хилого" транца (прохваты на небольшой волне, проблема усугубляется при увеличении загрузки) и т.д и т.д.
По поводу "болто-гаечной" теории..... у меня к вам вопрос, а как вы глиссировали на 25 км/ч при загрузке 466кг, если по теории минимальная скорость глиссирования при такой загрузке 30 км/ч. Вы ведь глиссировали? Ведь дипломированный штурман дальнего плавания способен отличить глисс от водоизмещенки и переходного. Так что... "не все йогурты одинаково полезны" и в скорости Al 78 нет ничего сверх естественного, все реально. Тем более что верхний паспортный предел оборотов Ямахи 5500, если мне не изменяет память. Таблица с Ямаранами тоже была бы фактом если бы корпуса были подобны вашей лодке, а они не подобны, поэтому гидродинамика будет разная, как и соотношение скорость/расход/загрузка. Про интерцептор.... в вашем случае он нужен, но нужен правильно вклеенным. В общем, проверьте обороты, как накачена лодка, что там происходит с транцем... Может и разберемся с недобором скорости.

+1

44

Nomad написал(а):

А разве Хонда-20 не даст автономности 1000 км?

Всё относительно. Сколько человек пойдёт на лодке, какой вес каждого и т.д...

Nomad написал(а):

у нее лыжи шире обычных в два раза,

Не в два раза.

0

45

Конечно винт 11 при 25 км в час не докручивал. Savage выше в ветке отвечал на этот вопрос и по его совету куплю шаг 9. По поводу "глисса - полуглисса - переходного режима - водоимзмещенки". На данной модели "погружение корпуса в воду" (называйте как хотите чтобы не спорить о терминах) с резким падением скорости наблюдалось в диапазоне 18 - 21 км в час. Скорее 21 км в час. При такой скорости струя все еще была такая:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980279.jpg

Антикавитиационная плита мотора была видна, поэтому в известную тему "глисс - полуглисс - переходной режим" уходить точно не стану, считайте как хотите. Свал всех трех каботов в водоизмещенку наблюдался при еще меньшей скорости с малой загрузкой и примерно при такой - же скорости с большой загрузкой. При этом само понятие  "глисс - не глисс" на плоскодонках осталось размытым. Когда винт перестает проскальзывать и нога мотора поднимается из воды до ходового положения, этот момент я и считаю минимальным оптимальным (экономичным) режимом движения плоскодонки. У каботов данный режим находится в диапазоне 21 - 26 км в час, например. По результатам испытаний 25 км в час этого катамарана точно не является оптимальным режимом движения. Как сообщил Сергей, скорее 30 км в час. Работа двигателя на полной

0

46

Работа двигателя на полной мощности также не является оптимальным режимом его работы. Поэтому мне нужен мотор, который при 70 процентах дросселя будет тянуть 300-360 кг груза со скоростью не менее 30 км в час. 15 л.с. к таким моторам явно не относится на данном корпусе.

0

47

Лодка была немного перекачана для теста. Скеги 0.45, баллоны 0.35, дно 0.3. Скеги перекачиваю из-за холодной воды.

0

48

До транца я еще не добрался. В статье про него уже написал. Он трясется на ряби высотой до 30 см. Возможно, зря не послушал чей-то совет про усиленный транец. Однако, его тряска к прохватам без проставки транца не приводила, к изменению скорости тоже.

0

49

Nomad написал(а):

Лодка была немного перекачана для теста. Скеги 0.45, баллоны 0.35, дно 0.3.

Это нормальная набивка, я всегда так качаю, только дно набиваю 0,25.

Но в сути я с Димой согласен, надо смотреть всё, а не делать пока никаких выводов.
Скорости реально малы и надо копать, почему.

А интерцептор клеить обязательно!

0

50

Катамаран «Братан – 430 KLM»

Ходовые испытания

Даты: апрель и июнь 2016 г.
Место: Кольский залив и водохранилища Кольского полуострова
Загрузка: до 360 кг
Мотор: 15 л.с., двухтактный,  246 куб. см
Винт: 9 ¼ х 11
Дистанция тестов: 40 км (море) +  240 км (водохранилище)
Погодные условия море: ветер 7 – 14 м/сек, волна  0.3 -  2.0 м
Погодные условия водохранилище:  200 км штиль,  40 км ветер 10 м/сек с волной0.3-0.5 м

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133976215.jpg

Описание модели с сайта производителя

«Далеко не каждая надувная лодка пригодна для мелководья. Конструкторы компании «Братан» смогли с блеском решить этот вопрос. Итогом их работы стала новая версия популярного надувного катамарана «Братан 430К», приспособленная именно для малой воды.
«Братан 430КLМ» унаследовал от своего ближайшего родственника все самые лучшие качества – маневренность, устойчивость, управляемость. Скеги, установленные под баллонами, приподнимают катамаран над водой. Появляется ощущение того, что катамаран «Братан 430КLМ» словно скользит по водной глади. Это непередаваемые ощущения. Для отвода воды со дна катамарана предусмотрен самоотливный кокпит. «Братан 430КLМ» готов принять на борт до шести человек. С транспортировкой и хранением катамарана тоже проблем не будет. Компактность в собранном виде и небольшая масса тоже относятся к достоинствам этого плавсредства.»

Заявленные технические характеристики

Длина наибольшая: 430 см
Длина кокпита: 320 см
Ширина наибольшая: 190 см
Ширина кокпита: 95 см
Диаметр баллона: 49 см
Количество отсеков: 9 шт. + пуфик
Максимальная грузоподъёмность: 900 кг
Пассажировместимость: 6 человек
Рекомендуемая мощность мотора: 10-30 л.с.
Максимальная мощность мотора: 30 л.с.
Вес комплекта лодки без мотора: 65 кг
Габаритные размеры упаковки лодки: 130 х 60 х 40 см
Высота транца: 380 см (короткая нога мотора, S)
Плотность материала баллона: 850-1100 г/м²

Целевое назначение покупки

Катамаран «430KLM» покупался в качестве скоростного экспедиционного судна для смешанной эксплуатации «река – море»под влиянием рекомендаций знакомых, использующих данный дизайн в Баренцевом море, после длительного изучения ресурсов Интернета и на основании ходовых характеристик, запечатленных на этом видео.
https://youtu.be/sKfkMTBFcOc

Техническое задание

Максимальная мореходность, максимальная скорость, комфорт на волне, самоотливной дизайн, максимальная остойчивость, минимальная осадка мотора, пригодность для одиночных экспедиций длительностью до 4-х недель, пригодность для выброса на берег ходом, пригодность для мелких рек.
Выбор модели
Ввиду противоречивых требований был куплен компромиссный «430KLM»со спаренными скегами, позиционирующийся как модель для мелководья (и в то-же время пригодный для прибрежного плавания).
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133912413.jpg

Помимо мелководья  широкие скеги требовались для нестрогой развесовки и глисса при небольшой скорости по мелким рекам с полезной загрузкой до 360 кг. 
Также рассматривалась модели «380К», «430KL» и «420K», «Солар – 380» и SATURNSK470XL». «420K»былотвергнут как слишком большой для одиночных экспедиций, включая вес, избыточность для мелких рек, несоответствие слабого мотора 15 л.с. его классу и не носимость в одно лицо. Модель «380K»была отвергнутакак уступающая моделям «430KL»и «430KLM»в мореходности(примечание: сейчас я бы возможно купил именно ее как носимую в одно лицо). «430KL» был в  цвете, который меня не устраивал. Поведение «Солара – 380» на волне понравилось меньше катамаранов. Кабот «SK470XL» внешне и по качеству изготовления нравился больше всех, но море находилось в приоритете, где катамараны впереди по мореходности и безопасности.
Неожиданно «Братан» объявил скидки к 23 февраля, выслал фото серо - зеленого «430 KLM», который носился под «Хондой-20», и объявил что он теперь стоит меньше базовой цены «380K». Максимализм победил. Видеоролики с потрясающим ходом «430KLM»под «Хондой – 20» сыграли ключевую роль.Больше всего понравилось отсутствие кобры, мгновенный старт,  нетребовательность к развесовке, невероятные повороты и конечно скорость. Скорость – это то, чего мне так не хватало в других лодках на выходных, когда дорога от дома до места лова и обратно занимает от 14 до 20 часов.
Вес

Вес посылки составил 72 кг. При погрузке лодки в лифтованнуюмашину я понял, что рыбалки в одно лицо отменяются, и что в этом состоит принципиальное отличие «430KLM»от «380K».Понял, что получил капитальные ограничения в одиночных рыбалках и одновременно резко расширил возможности в море, куда в одиночку не ходят.При этом, серия «М» покупалась не только доя моря. Прототип «SK430XL», пригодный для рек и переноски в одно лицо, я получил позже и совершенно неожиданно. На переднем плане «SK430XL»весом 39 кг, на заднем  «430 KLM» весом 65 кг. Как бы повел себя «Братан – 430 KLM»в одиночной экспедиции по мелким рекам осталось неизвестным.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96724761/large/133925122.jpg

В экспедицию по рекам пошел «SK430XL». По фото понятно, почему обратил внимание на катамараны с огромными кокпитами.
Ход катамарана под веслами оказался отдельной грустной темой, зарубившей на них сплавы в одно лицо, об этом будет отдельный разговор.   

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725121/xlarge/133966831.jpg

Упаковка

Катамаран прибыл в распашной сумке, сделанной из прочной кордуры, с шестью ленточными стяжками и четырьмя классными ручками.Сумка позволила легко переносить лодку вдвоем и совершенно не позволила в одиночку. В одиночку ее просто не за что ухватить. Ленточные стяжки я бы сделал длиннее. Как обычно, свертывание ПВХ - лодки при низкой температуре представляло из себя сложность.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133912411.jpg

Качество ткани

Я не склонен защищать или приукрашивать то, что покупаю для себя и (или) тестирую. Через три дня испытаний (280 км) в местах, где весла касались баллонов, обнаружились потертости ткани. Я никогда не фиксировал весла на других лодках из-за необходимости быстро поднимать мотор и переходить к гребле. Аналогичные потертости оставил на дне и баллоне ящик инструментов, намертво зажатый баками с топливом и пуфиком.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980278.jpg

В дальнейшем к этой ткани я буду относиться намного аккуратнее, чем к «корейской армированной ПВХ - 1 100 den толщиной 0.9 мм». «Сатурны» позволяли наплевательски относиться к баллонам без намеков на истирание, привык к этому как должному. При этом мощная защита скег тремя слоями ткани и их ребра жесткости говорят о том, что «430KLM» пригоден для грубых контактов с твердой поверхностью, в том числе для вылетов на берег ходом и волока по берегу. Это предположение подтвердилось. Иные показатели тканей катамарана оценить не могу, т.к. их характеристики не указаны, это покажет только время. Вопрос о целесообразности заказа катамарана такого размера из китайской ткани «1 100» остался открытым. Порядок свертывания катамарана со спаренными скегами с баллонами из ткани «1 100» мне неизвестен. На основании  опыта свертывания усиленных лодок из такой ткани могу предположить что не смешно, особенно в холодное время. Возможно, у «430KLM» баллоны из ткани «850», а карманы и защита скег из «1 100». Подтвердить второе не могу, так как не понял описание и не спрашивал производителя. Сложилось мнение, что повредить скеги очень сложно. 

Защита днища

Производитель (и не только) отговаривали от защиты днища. На основании первых  тестов соглашусь с ними, т.к. дно практически не участвует в контактах с грунтом и плавающими на поверхности воды объектами. Практически – это не полностью, но вероятность повреждения действительно мала.

Качество изготовления

На вид хорошее. Лодка красивая и ровная. Видно, что это «ручная» склейка, но «ручное» качество склейки далеко не всегда уступает автоматизированным процессам. Катамараны «Sun Marine», «Сатурны» и «Зодиаки», например, выглядят «фабрично» и имеют другую заделку швов. Больше пока сказать нечего. Дефектов кроя и склейки пока не обнаружено. 
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980333.jpg

Насос

В ходе первого теста штатный насос удивил эффективностью и даже скоростью.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980367.jpg

Однако, уже при втором накачивании лодки пластиковый штекер, вставляемый в клапан…….сломался.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980364.jpg

Ткань мехов на изломах начала истираться. Уплотнитель штекера оказался низкого качества, не эластичными был заменен. На штекере присутствовал облой,качество пластика  оказалось неприемлемым.
Был куплен электрический насос низкого давления «BRAVOMB80/12», производительность которого поразила.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133981684.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133981683.jpg

Как многие правильно писали, этому насосу необходим удлинитель. «Братан» пришлось разворачивать, чтобы накачать оба борта от аккумулятора высокой машины.
Для достижения давления 0.3 - 0.4 атм на вооружение был взят ручной насос высокого давления, который прибыл вместе с прототипом кабота. Виду холодной воды скеги и баллоны накачивались на 0.05 атм больше паспортных значений.

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96724682/xlarge/133916404.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96724682/xlarge/133916401.jpg

Однако оказалось, что клапаны «430KLM» не совсем подходят для данного насоса, т.к. он не имеет обратного клапана, в отличие от штатной лягушки. Добивать отсеки катамарана до необходимого давления приходилось быстро и  не очень легко. По окончании накачки возникла мысль об автоматическом двухкамерном насосе, несмотря на плохую статистику их надежности. Либо о колхозе с автомобильным компрессором.

Первое впечатление при спуске на воду

Оно было сильным. После каботов площадь кокпита в 3 квадратных метра показалась огромной. Суммарная высота надводного борта в 64 см на 23 см превышала самый большой кабот  и на 27 см тот, который сейчас на руках. Площадь кокпита втрое больше, чем у первого «SK430», и в два раза больше флагманского «SK470XL». Высота борта больше в два и полтора раза соответственно. «430KLM» оказался очень комфортным судном для двоих.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980299.jpg

Транцевые колеса

Спуск на воду вдвоем оказался очень легким благодаря четырем правильным ручкам, расположенным в правильных местах. Благодаря скегам катамаран без мотора легко перетаскивался волоком  в одиночку. Вероятно, транцевые колеса удобны для эвакуации неразобранного камарана из воды и навески мотора на берегу. У меня транцевых колес никогда не было, так что больше  ничего сказать не могу.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133976214.jpg

Первые ходовые испытания

Первые ходовые испытания проводились с загрузкой около 300 кг в Кольском заливе. На выходе из залива скорость северо – западного ветра достигла 14 м, а высота волны 2,5 метра, после чего катамаран зашел в укрытие.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133912413.jpg

Скорость хода в этот день не фиксировалась. Другие лодки в море не выходили.
Ход на мелкой волне показался жестковатым. Качество серфинга на больших волнах отложилось следующее:
Ход на лицевой стороне волны был нормальным. Однако мощности мотора не хватало, чтобы сохранять фиксированное положение относительно гребней. В результате волны нас догоняли, катамаран спокойно их пропускал под собой, после чего мощности мотора снова не хватало, чтобы догнать волну и не попасть под следующую. Единственным способом сохранять скорость с мотором 15 л.с. был серфинг на лицевой стороне волны. Вдогонку гребня он не тянул. Опасения клюнуть носом,  кувыркнуться или попасть под гребень часто заставляли менять курс и переваливать набегающий сзади гребень в наиболее безопасном месте.   

Остойчивость

Конечно, прямоугольное надувное судно размером 430 х 190 х 64 см с двумя плавучими якорями (скегами) обладает прекрасной остойчивостью. Это не значит, что когда высота волны перевалила 2 метра, не было страшно. Было. И экспериментировать дальше желания не возникло. При такой волне борт 430KLM суммарной высотой 64 см уже не казался большим, на ум пришли модели 460К – 520К. Однако, «430KLM» изначально рассматривался как катамаран «река – море».  Я ходил пару раз до Сетьнаволока на каботе  шириной 107 см с баллонами 33 см, и никогда не ходил на катамаранах 420К – 520К, так что все относительно. 

Заливаемость

Поднятый нос такой формы конечно является прекрасным отбойником. Однако трапецевидный профиль бортов приводил к значительному забрызгиванию при курсе 30 – 45 градусов на волну.  Волна врезалась в поверхность борта, которая чуть наклонена в сторону кокпита как в дамбу. В этом обнаружилось отличие скегового катамарана от надувных лодок с цилиндрическими бортами. Против волны заливания не было. При волне около 2,5 метров опыты были прекращены, и мы свалили в укрытие.

Осушение кокпита

Такое – же быстрое, как слив с верхней палубы железных судов через фальшборт. Самоотлив просто превосходный. Вода в кокпит со стороны транца в обычных режимах не поступает. Надувное дно находится значительно выше уровня воды за счет большого водоизмещения спаренных скег.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980297.jpg

Помимо обеспечения пассивной безопасности, самоотлив катамарана полностью избавил от этого:

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725121/xlarge/133966873.jpg

Песок тяжелее воды и удалить его полностью через клапаны обычных лодок, находящихся выше уровня дна, вообще невозможно. Можно только перевернув лодку через борт. Сливу воды   лодок без самоотлива у нас препятствует мусор, забивающий мембрану, решетку шторки и крестообразные внутренности клапанов. Я вырезаю мембраны и пластик внутри клапанов таких лодок. Кроме того, устанавливаю дополнительные клапаны с резиновыми пробками для аварийного осушения кокпита.

Грузовой план

Читал, что модели со спаренными скегами менее требовательны к развесовке, что вполне естественно. Это действительно так. «430KLM» позволял размещать груз как угодно, кроме расположения человека весом 110 кг на баке, при котором винт начинал частично выходить из воды. Перемещение пассажира и судоводителя по кокпиту оказывало незначительное влияние на скорость, в пределах 1-3 км в час. Кормовой загрузки, о которой часто читал, этой модели оказалось не нужно. Скорее показана равномерная загрузка (как на каботах, кстати).

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980308.jpg

Проходимость

Без привязки к водометам (которые обязательно будут протестированы), проходимость винтового «430KLM» оказалась равна расстоянию от пера мотора до антикавитационной пластины. Это значит, что осадка мотора катамарана на ходу оказалась меньше обычных винтовых лодок. Туннельные водометные лодки не затрагиваю, чтобы избежать ненужных дискуссий. Мое мнение в этом вопросе не изменить – ни одна конструкция на наших реках не сравнится с туннельной водометной лодкой.

Курсовая устойчивость и управляемость

Прекрасные. Никаких уводов с курса, мощная стабилизация положения мотора струей воды, отсутствие необходимости подруливания, отсутствие завоздушивания струи под днищем, превосходное поведение в поворотах на любой скорости. На табличках таких корпусов должна быть указана фамилия конструктора.

Дельфинирование

Не обнаружено

Кобра

Не обнаружена. Навряд - ли ее можно было ожидать в принципе при мощности мотора, составляющую 50% от допустимой.

Забрызгивание кокпита

Не обнаружено за все 240 км хода по водохранилищу. Читал, что на некоторых моделях мотор забрызгивает кокпит. Может быть «виноват» слабый мотор, не знаю.

Плавность хода и амортизация

Все относительно. Самым мягким ходом  из лодок, на которых ходил, обладал «BADGER Heavy Duty – 350». «430KLM» похож на раллийный внедорожник с плотной спортивной подвеской. Тезис о том, что любой катамаран на волне мягче любых килевых лодок поэтому подтвердить не моргу. «430 KLM» потряхивает сильнее «HD – 350», по крайней мере на слабом моторе при скоростях 25 - 30 км в час. Допускаю, что на моторах 20 - 30 л.с. мягкость хода изменится. Несмотря на мелкую тряску, амортизация корпуса впечатлила. Как продольная, так и на кручение. Продольная амортизация очень напоминала плоскодонные каботы аналогичной длины. Работа корпуса на кручение напоминала независимую подвеску автомобилей. Целесообразность увеличения жесткости корпуса (и дна) на моторах большой мощности мне неизвестна. Судоводитель и пассажир на ряби высотой  0.3 - 0.5 м  не подлетали, легкий груз в носовой части кокпита перемещался.   штиль катамаран напоминал автобус с пневмоподвеской или вагон СВ поезда, а не лодку. Поразительный комфорт.

Отступление:

Обычно чем больше килеватость, масса и длина судна – тем оно комфортнее на волне. Чем острее киль – тем комфортнее на волне. Очень грубо, острый киль большой высоты работает как пружина большой длины. Хитрые удивительные кили ряда лодок не трогаем. Днище в форме ложки («Солар») обычно работает как более жесткая пружина средней длины. Плоскодонка работает как рессора, скользящая по воде. Чем длиннее рессора – тем лучше продольная амортизайия корпуса на волне. Данный катамаран по ощущениям работает частично как плоскодонка, частично как судно с  высоким острым килем. Высота «киля» (скег) при  этом у него зависит от мощности мотора. «Лыжи» из спаренных скег относительно плоские, шире обычных и меньше по высоте. Естественно такой катамаран имеет более жесткий ход, чем модели с одиночными скегами, менее требователен к развесовке ввиду большей площади опорной поверхности скег и их дополнительному водоизмещению, менее склонен к кобре, раньше выйдет на глисс, выведет на глисс больше груза и будет поддерживать глиссирование при меньшей скорости. Расплата за эти плюсы в увеличенной жесткости хода и массе. Чем уже и выше скеги, чем больше длина катамарана  – тем выше его плавность хода.  Естественно при условии, что мощность мотора поднимет катамаран с грузом на скеги как можно выше над поверхностью воды. Т.е., существует прямая связь мощности мотора и комфорта хода катамарана при прочих равных условиях.

Гидродинамическое сопротивление

Под мотором 15 л.с. оно оказалось выше, чем у плоскодонных каботов с НДВД шириной до 125 см под тем - же мотором. Это отражалось на ускорении с места, скорости и  расходе топлива. Расход топлива под 15 л.с. с винтом 11 шага составил 28 литров на 100 км при скорости 25 км в час против 22 литров кабота на этом - же моторе, с такой - же загрузкой, на том - же маршруте, с таким - же винтом.

Это кабот на том - же маршруте с загрузкой 360 кг:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725121/xlarge/133966885.jpg

Струя кабота при 40% дросселя "Ямахи-15":
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725121/xlarge/133966880.jpg
 
Струя кабота при 60% дросселя «Ямахи-15»:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725121/xlarge/133966883.jpg

Струя «Братана - 430 KLM» с аналогичным грузом при 100% дросселя «Ямахи-15», скорость 25 км в час:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980278.jpg

Струя «Братана- 430KLM»  с грузом 180 кг, 100% дросселя Ямахи-15, винт 11,  скорость 29 - 30 км в час:
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980326.jpg

Мотор

Конструктивное ограничение скорости данного катамарана наглядно демонстрируется роликами в Интернете под моторами 20 - 30 л.с. и находится за границей отметки 60 км в час.

Под «Ямахой – 15» с лифтом 25 мм и винтом 9 ¼ х 11 катамаран развил 32 км в час с полезной загрузкой 130 кг.  При волне 30 - 50 см начались многочисленные прохваты и скорость упала до 15 км в час. Проставка транца (25 мм) была удалена, при этом лодка вышла на стабильную скорость 29 км в час без прохватов. 60/70 процентов дросселя давали ход  26 - 27 км в час, 80% дросселя - 28 км в час, 100% дросселя - 29 км в час.

Под загрузкой 360 кг катамаран набрал ход всего 25 - 26 км в час, при этом после 70% дросселя обороты не увеличивались. Повторные тесты будут проведены на винте 9-го шага. Полный свал в водоизмещающее состоянии с резкой потерей скорости наступало при скорости хода 18-21 км в час.

Показания навигатора при положениях штыря изменения дифферента №1,2,3 «Ямахи-15» показали, что скорость изменяется всего на 1 км в час, а оптимальным положением является № 2. Был удивлен, т.к. на обычных лодках изменение положения штыря приводило к заметной разнице в тяге и скорости, а положение № 3 на каботах вообще оголяло винт. Во время свежей погоды с волнением во избежание прохватов штырь был удален полностью, при этом скорость лодки осталась прежней – 29 км в час. Дифферент катамарана не зависел от положения штыря 15-и сильного мотора, и был всегда минимальным.

Двухтактный мотор мощностью 15 л.с. объемом 246 куб. см. показал себя грустным и не соответствующим скоростному потенциалу корпуса. При весе судна 410 кг путевой расход топлива  составил 28 литров на 100 км, что на 6 литров больше расхода каботов «SK470XL» и «SK430XL» с аналогичным весом судна под этим - же мотором на этом - же маршруте. Расход «Солара – 350» под «Хондой-20» в то - же время на этом - же маршруте с аналогичной загрузкой составил 12,8 – 14,3 литра на 100 км. Нам – же еле хватило 60-и литров, чтобы вернуться с маршрута выходного дня протяженностью 200 км. Это уже не столько вопрос цены топлива и скорости, сколько запаса хода и затрат времени на выходных. Поэтому оптимальным мотором в своих условиях эксплуатации  считаю четырехтактный двадцатисильный. Двухтактный мотор объемом 246 куб. показал себя  недостаточным для данного судна.

Подъем на борт с воды

Ввиду отсутствия гидрокостюмов учения не проводились. Вероятно по ноге мотора. Конструкция трапа остается под вопросом. Высота надводного борта намекает на его необходимость.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980285.jpg

Ветровой дрейф

Значительно ниже плоскодонок аналогичного веса. Скеги частично работают как плавучие якоря.

Якорь

Ввиду опасных рек и коряг использование фабричных якорей давно прекратил. Использовали камень в сетке весом около 10 кг. Насыпные якоря из нержавейки в продаже не видел, только в США. Сделаю свинцовую отливку, вес под вопросом.

Интерцептор

Необходимости интерцептора  с мотором 15 л.с. не обнаружил, но у меня их никогда и не было. Владельцы катамаранов других моделей его рекомендуют.  С мотором 15 л. без проставки транца не обнаружил ни кобры, ни прохватов, ни скольжения винта, ни завоздушивания струи. К данному вопросу возвратимся после тестов с моторами  20 - 25 л.с

Надувное дно низкого давления

Дно нового типа. Так называемое «прошитое». Оно несколько мягче НДВД моих других лодок, но спиннинговать стоя не мешает, ткань оказалась прочнее вкладышей НДВД. Дно оказалось  очень удобным для полу - лежачей позы судоводителя и пассажира на длинных дистанциях. 
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980295.jpg

Защита палубы

Хотелось бы иметь нескользящую защиту по образу «Соларов». Использовал лист тентового ПВХ-850. Покупать три квадратных метра линолеума пока не хочу, помня сколько он весит.

Эргономика

Самым удобным положением судоводителя на длинных дистанциях оказалось сидя на дне, на свернутом туристическом коврике, вытянув ноги поперек кокпита. Мне немного не хватало второй ручки судоводителя для управления из такого положения. Необходимо удлинение румпеля. Использовался временный удлинитель из сантехнической ПВХ – трубы. Для осмотра подводных камней стоя телескопический  румпель значительно удобнее. Длину необходимого румпеля не измерил, необходимо подбирать под рост. Пассажир стандартно сидел спиной вперед на дне, на таком - же свернутом в рулон коврике, опираясь спиной о второй пуфик, разделяющий «жилую зону» и «грузовой отсек». При росте 2 метра он смог полностью вытянуть ноги. Пассажир никогда не садился на задний пуфик. «Попные» пенокаучуковые коврики блокируют холод от баллонов (пуфика) и не скользят. Воды на дне катамарана не было. Оказалось возможным снимать сапоги для просушки на ходу. Это круто, т.к. обычно в лодках без вейдерсов у нас плохо. В этом катамаране даже задницы были сухими.     

Носовой (ходовой) тент

При температуре плюс 3 оказался крайне необходим. Заворачивались в армированный полиэтилен, несмотря на очень серьезную одежду. Маска на глаза также желательна.

Тент – трансформер

Я негативно отношусь к тентам – трансформерам ввиду снижения обзорности и безопасности плавания на наших водоемах. Кроме того, не ловлю на поплавочную удочку. Однако данный катамаран имеет суммарную площадь больше чем кухни в хрущевках, поэтому организация плавучего дома некоторым может понравиться. Насколько такой тент увеличивает лобовое сопротивление неизвестно. То, что он добавил - бы массу комфорта при троллинге кумжи в октябре по большой воде – это точно. Ровно до момента пропуска плавучего бревна или каменной гряды. 

Грузоподъемность

Вдвоем можно ни в чем себе не отказывать при условии покупки соответствующего мотора с соответствующим маршруту расходом топлива. В одиночку этот катамаран избыточен. Голосую за четырехтактный 20-и сильный двигатель и полный комфорт. Для экстрима и ультралайта есть другие лодки и другие моторы.
http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133980351.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725121/xlarge/133966833.jpg

Транец

Было замечено приличное дрожание транца на ряби. Вроде – бы ни к чему плохому это не приводило. Ни  прохватам, ни к изменению хода.  Однако ничего подобного на обычных лодках не наблюдал. Может быть это особенность ширины и высоты транца. Может быть усиленный транец  моделей GT имеет смысл и на моторах в 20 сил, не знаю.  Накладки на транце из фанеры.  На транце почему - то отсутствует страховочный рым привязи мотора. Это довольно странно, так как судно  имеет очень высокое конструктивное ограничение скорости, находящееся за отметкой 60 км в час.

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96723874/xlarge/133912418.jpg

Ход под веслами
Весла оказались настолько короткими, что я вообще не понял как они там оказались. Скорость гребли оказалась равна 1 (!) км в час. При этом поза гребца совершенно невероятная:  широко расставив руки и заняв крайне странную согнутую позу человека, которому рубят голову. Зачем так сделано – неизвестно, но сплав с такими веслами в одиночку по нашим рекам опасен, а  рыбалка сплавом крайне затруднительна из-за невозможности быстро пристать к берегу. Наши реки таких шуток обычно не прощают, и мертвая посадка на порогах обеспечена. Лопасти штатных весел никакие в плане «гребучести». Похоже, что их единственное назначение – подход к берегу после откидывания мотора. В экспедициях это значит, что на транце должна висеть докатка.

Результаты испытаний

До испытаний катамарана под винтовыми моторами мощностью 20 - 25 л.с. и водометами проведенные тесты не могут считаться завершенными, т.к. силовая установка не соответствовала классу судна.

+6

51

Спасибо, классный рассказ и фотографии.

0

52

Nomad написал(а):

Так что, я понятия не имею как на Ямахе-15 со штатным винтом 9 1/4 х 11 можно достичь 47 км в час.

Формулы не считал, а просто повесил свою Ямаху по факту 15л.с. на арктос и попробовал. Винт бал 12 шага пиленый от Алмая.
Я убеждать ни кого не собираюсь, просто констатирую факт.

0

53

Понятно, читал про его винты не раз. А какой Arctos? В подписи 380KL...

0

54

Братан просто теперь по желанию клиента пишет "Arctos" на любую лодку, кому "Братан" не нравится...

0

55

У меня другая информации, Арктос это новые лодки куда кроме названия входят новые конструктивные изменения, если конкретно, то днища и транца.

0

56

Братан был готов  назвать мою лодку "Arctos" в документах, но оно трудно распознаваемо при общении с Береговой Охраной, отказался только из-за этого.

0

57

Теперь два простых позывных: "Сатурн - 430" и "Братан - 430". Максимальное количество позывных у Береговой Охраны начинается с "Баджер", кстати.)

0

58

И вообще, Братан был готов сделать любую лодку из любой ткани с любым транцем в любой комплектации. Помню даже сметы за цвета  и плотность тканей (максимум + 5 тыс. руб..)

0

59

Nomad написал(а):

Понятно, читал про его винты не раз. А какой Arctos? В подписи 380KL...

В данном случае я пробовал Арктос двухскеговый под своим мотором, а так у меня обычный Братан 380KL.

0

60

Nomad написал(а):

Конечно винт 11 при 25 км в час не докручивал. Savage выше в ветке отвечал на этот вопрос и по его совету куплю шаг 9.

В качестве грузовых я пробовал:
3-лопастные Амиты 8,9 - вердикт - плохо.
Оригинал 9 - удовлетворительно, но в грузу плохо.
Четырехлопастную 9 Амиту - вердикт - скорее плохо.
Четырехлопастную 9 Амиту by Almay - вердикт вроде удовлетворительно, но не то, что хотел.

Лучший винт для моего комплекта пока 10 оригинал. С запасом по грузу, а прогулочной загрузкой до 40 км/ч.
Его и порекомендую. Вместе с тахометром, на то время пока не подберешь нужный тебе винт.

P.S. Статью прочту позже.

Отредактировано Serggrey (2016-06-22 23:49:30)

0

61

Статья понравилась внимательностью,основательностью и системным подходом.Автор ясно понимает свои цели и задачи,а не просто тащится от лодки.В общем настоящий северянин.Будет ещё очень много удивительных и необъяснимых открытий-это свойство именно катов от Братана,весь остальной опыт надо пересдавать заново,но подход выбран верный.В общем,Сергей,бери 20ку и ты попрёшь!

0

62

Спасибо!
Лодка стоила того, чтобы так долго писать отчет. В июле для теста поменяюсь моторами с человеком, который сделал противоположную ошибку: купил "380К" и "Сузуки - 30".
Получил то - же самое, что я на каботах с 15-ю силами: избыточный мотор со всеми вытекающими. Меня этот обмен пугает, если честно, как и позиция Savage,
потому что с 30 л.с. эмоции могут подавить волю и разум.) В добавок к этому неплохие китайцы - клоны 25/30 л.с. 2T стоят значительно намного меньше японцев 20 л.с. 4T.
Буду вешать оба мотора для теста, и Хонду-20, и Сузуки - 30. Как здорово работала "Ямаха-25" на "Баджере HD 350" помню, хотя HD Баджера тихоходные, те-же 26-30 км в час вдвоем
с грузом крейсерских. Как мы закидывали "Ямаху-25" в машину тоже помню. У меня пол багажника находится на уровне груди при росте 180 см, это серьезная проблема.

А еще лет 5 назад весь груз на 3 недели, включая лодку, весил как одна "Ямаха-25":

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96711269/xlarge/132755818.jpg

0

63

Nomad написал(а):

В июле для теста поменяюсь моторами с человеком, который сделал противоположную ошибку: купил "380К" и "Сузуки - 30".
Получил то - же самое, что я на каботах с 15-ю силами: избыточный мотор со всеми вытекающими. Меня этот обмен пугает, если честно, как и позиция Savage,
потому что с 30 л.с. эмоции могут подавить волю и разум.)

Зря, под большой загрузкой тридцатка очень в тему будет. Если есть большая вероятность в шторм попасть, то тридцатка самое то, чтобы до берега побыстрее добежать.
У меня был 380К, пятнашка ему только для рыбалки на коротке, в 1-2 лица с небольшим количеством шмурдяка. Для больших походов не меньше 20лс надо.

0

64

Alex380 написал(а):

Nomad написал(а):

   

Зря, под большой загрузкой тридцатка очень в тему будет. Если есть большая вероятность в шторм попасть, то тридцатка самое то, чтобы до берега побыстрее добежать.
У меня был 380К, пятнашка ему только для рыбалки на коротке, в 1-2 лица с небольшим количеством шмурдяка. Для больших походов не меньше 20лс надо.

Подпись автора

    Р380К +  Х20

Вот первое сообщение владельца тридцатки, напишите ему что-нибудь:

http://murman-fishing.ru/forum/viewtopi … ;start=540

Re: Катамараны Ротан/Братан

Сообщение Ринат » 19 июн 2016, 00:21
Вот и я на конец-то сегодня съездил на испытания своего братана-380, ездили на 17 км. по серебрянке. Лодка очень легкая, как шарик воздушный, легко грузится на прицеп, легко разгружается, просто грузил бы и выгружал, грузил и выгружал, КАЙФ, спустил на воду, повесил свою тридцатку, иииииииииииии, сразу стало ясно что в одного для такой лодки тридцатка вообщем-то не к чему, без удленителя румпеля никак она ложиться на глис не хотела, на вытенутой руке, кое как легла и помчалась, ощущения не очень, был штиль, какое-то бесконтрольное передвижение хотя за румпель держался. Понял что в одного нужен руль, и стоять он должен ближе к переду. После испытаний в одного посадил всю свою семью, жена, сын 4 года и дочь 8 лет, вот тут уже было классно, но на полный газ все равно чувствовался переизбыток мощности. Вывод сделал такой, лодка хороша для ВТВ и с мотором 9.9-18, более-духорьба ( хотя на море еще не пробовал) но что-то подсказывает что не для моря она, рулевую консоль надо ставить на 2/3 длинны от транца, а вот пассажиров и груз сажать(ложить) именно на этих 2/3, легкое можно кидать вперед, и это как мне показалось лучший вариант установки консоли нежели это предлагает изготовитель( 1/3 от транца) так-как более универсальный-удобнее управлять одному и сидишь первый при наличии пассажиров. Скорость обороты не мерял, навигатор забыл дома, тахометр говно (на пол газа 3000-3500, на полный 3000) за 900 рублей.

Ринат
    Активист
     
    Сообщения: 241
    Зарегистрирован: 05 июн 2012, 20:31
    Откуда: Мурманск
    Благодарил (а): 56 раз.
    Поблагодарили: 12 раз.
    Имя: Ринат
    Техника: БРАТАН 380KL- SUZUKI DT30
    телефон: 9021346968

0

65

Nomad написал(а):

купил "380К" и "Сузуки - 30".

Nomad написал(а):

Меня этот обмен пугает, если честно, как и позиция Savage,

Очень неплохой комплектик, я ставил на 380К - Т40.

Nomad написал(а):

Вот первое сообщение владельца тридцатки, напишите ему что-нибудь:

Ничего вы не понимаете в колбасных обрезках...))
Предположу, что у него нет интерцептора.

+1

66

Имеет прямое отношение в моему "Братану - 430" по поводу интерцептора и водометов малой мощности.

Анонс отчета об испытаниях водометной модификации кабота SATURN SK470XL и водомета на базе Ямахи - 9.9 (15), которые
были проведены вчера ночью на р. Кола:

Отчет будет развернутым с фото и видео в соответствующих ветках про каботы на форумах.
Если хотите, могу опубликовать на форуме где скажете, т.к. это не "Братан" и не "Ротан".
То, что такой водомет можно ставить на ряд моделей "Братана" - "Ротана" - это да.

Кратко:

1) Транец поднят на 190 мм, можно использовать просто фанеру с внешней стороны основного транца
2) Интерцептор сделан из 4-х слоев ПВХ хорошей мастерской в г. Мурманск, теперь пятка интейка находится на уровне НДВД (а не ниже на 60 мм, как было без интерцептора)
3) При загрузке 200 - 210 кг крейсерская скорость составила 23,5- 24 км в час на полном дросселе (7,5 л в час) и 18 - 18.5 км в час на 2/3 газа (5 л в час).
4) Максимальная скорость составила 26,5 км в час. Мотор новый на обкатке, не знаю и не помню есть ли разница момента и мощности у "Ямахи - 15" на обкатке и после.
5) Вес шкуры лодки 45 кг + НДВД + новый транец + интерцептор, все в сборе владелец закидывает на крышу машины "HONDA PILOT" в одно лицо.
6) Вес мотора 45 кг
7) Осадка кормы лодки и интейка около 100 мм.
8) Данный комплект легко протаскивается против струи пешком, переносится по берегу в одно лицо, лодка закидывается в одно лицо на крышу машины, ходит под веслами с высокой скоростью
9) Расход топлива данного мотора при 2/3 дросселя и скорости 18/18.5 км составляет 5 литров в час ("Ямаха - 9.9" модифицирована в 15 л.с.)
10) Технические детали модификации кабота будут опубликованы позже вместе с отчетом
11) Данный мотор находится на обкатке со смесью 1:25. 
12) Скорость с интерцептором СНИЗИЛАСЬ, но прохваты пропали , а осадка интейка уменьшилась на 60 мм

Модификация интерцептора возможно не закончена. Возможно появятся транцевые плиты, усиления ПВХ - интерцептора жестким материалом или даже туннель.

0

67

Могу добавить, что скорость свала с глисса этого кабота с грузом 210 кг составила 15 км в час.  Ввиду того, свал с глисса  "Братана - 430 KLM" наблюдался при скорости 18 - 21 км в час (18 пустой, 21 груженый), то установка данного водомета на 430KLM к огромному моему сожалению находится под большим вопросом. Вероятно, ему нужны 18-25 л.с. на выходе. Продавать свой винтовой мотор 15 л.с. после этих испытаний теперь не буду, буду покупать улитку во Владивостоке в следующем сезоне.

0

68

Nomad написал(а):

Если хотите, могу опубликовать на форуме где скажете, т.к. это не "Братан" и не "Ротан".

У нас есть подфорум, "лодки других производителей". С удовольствием почитаю.

За -про палатку, пасиб.

0

69

Спасибо, понял.

Господа, помогайте срочно:
На сколько см необходимо поднять транец катамарана 430KLM под водомет Меркурий-25, если Ямаха-15 не требует подъема на этом транце? Проблема в том, что мне сначала нужно
сделать транец (в Мурманске), а затем в совсем другом месте повесим Меркурий. Хотя-бы максимальную высоту скажите, транец будет регулируемым по высоте в каких-то разумных
пределах (30-50 мм, если надо то под водоизмещенку и глисс). Какая разница высоты транца должна быть под водоизмещенку и глисс на катамаране со скегами 15 см?
7,5 см? 15 см?

0

70

И вот еще почему я никак не понимал зачем интерцептор на Братане 430KLM, у которого нет кобры, три выдержки с одного форума :

Это транцевая плита. Интерцептор должен создавать сопротивление, т.е устанавливаться под углом, а не продолжать плоскость днища.
Интерцептор - (латинское interceptor — захватчик, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пересекаю) — аэродинамический орган управления, выполненный в виде пластины, в рабочем положении выступающей над его поверхностью под углом к набегающему потоку. При одновременном выпуске, интерцепторы используются в качестве воздушных тормозов. Volvo Pento интерцептор для катеров, устанавливается на транце и выпускаются перпендикулярно днищу, т.е. практически под 90 градусов к днищу и тем самым создают сопротивление.

Термин "Интерцептор" был применен к этому узлу абсолютно некорректно. Водоводная пластина, кормовой редан - что угодно, только не "интерцептор", в авиации фактически имеющий смысл "воздушного тормоза", тормозящего обтекание

В инструкции к водометной насадке "это" называется - антикавитационная пластина, а все остальное - интерпритации на тему.

0