Катамаран «Братан – 430 KLM»
Ходовые испытания
Даты: апрель и июнь 2016 г.
Место: Кольский залив и водохранилища Кольского полуострова
Загрузка: до 360 кг
Мотор: 15 л.с., двухтактный, 246 куб. см
Винт: 9 ¼ х 11
Дистанция тестов: 40 км (море) + 240 км (водохранилище)
Погодные условия море: ветер 7 – 14 м/сек, волна 0.3 - 2.0 м
Погодные условия водохранилище: 200 км штиль, 40 км ветер 10 м/сек с волной0.3-0.5 м
Описание модели с сайта производителя
«Далеко не каждая надувная лодка пригодна для мелководья. Конструкторы компании «Братан» смогли с блеском решить этот вопрос. Итогом их работы стала новая версия популярного надувного катамарана «Братан 430К», приспособленная именно для малой воды.
«Братан 430КLМ» унаследовал от своего ближайшего родственника все самые лучшие качества – маневренность, устойчивость, управляемость. Скеги, установленные под баллонами, приподнимают катамаран над водой. Появляется ощущение того, что катамаран «Братан 430КLМ» словно скользит по водной глади. Это непередаваемые ощущения. Для отвода воды со дна катамарана предусмотрен самоотливный кокпит. «Братан 430КLМ» готов принять на борт до шести человек. С транспортировкой и хранением катамарана тоже проблем не будет. Компактность в собранном виде и небольшая масса тоже относятся к достоинствам этого плавсредства.»
Заявленные технические характеристики
Длина наибольшая: 430 см
Длина кокпита: 320 см
Ширина наибольшая: 190 см
Ширина кокпита: 95 см
Диаметр баллона: 49 см
Количество отсеков: 9 шт. + пуфик
Максимальная грузоподъёмность: 900 кг
Пассажировместимость: 6 человек
Рекомендуемая мощность мотора: 10-30 л.с.
Максимальная мощность мотора: 30 л.с.
Вес комплекта лодки без мотора: 65 кг
Габаритные размеры упаковки лодки: 130 х 60 х 40 см
Высота транца: 380 см (короткая нога мотора, S)
Плотность материала баллона: 850-1100 г/м²
Целевое назначение покупки
Катамаран «430KLM» покупался в качестве скоростного экспедиционного судна для смешанной эксплуатации «река – море»под влиянием рекомендаций знакомых, использующих данный дизайн в Баренцевом море, после длительного изучения ресурсов Интернета и на основании ходовых характеристик, запечатленных на этом видео.
https://youtu.be/sKfkMTBFcOc
Техническое задание
Максимальная мореходность, максимальная скорость, комфорт на волне, самоотливной дизайн, максимальная остойчивость, минимальная осадка мотора, пригодность для одиночных экспедиций длительностью до 4-х недель, пригодность для выброса на берег ходом, пригодность для мелких рек.
Выбор модели
Ввиду противоречивых требований был куплен компромиссный «430KLM»со спаренными скегами, позиционирующийся как модель для мелководья (и в то-же время пригодный для прибрежного плавания).
Помимо мелководья широкие скеги требовались для нестрогой развесовки и глисса при небольшой скорости по мелким рекам с полезной загрузкой до 360 кг.
Также рассматривалась модели «380К», «430KL» и «420K», «Солар – 380» и SATURNSK470XL». «420K»былотвергнут как слишком большой для одиночных экспедиций, включая вес, избыточность для мелких рек, несоответствие слабого мотора 15 л.с. его классу и не носимость в одно лицо. Модель «380K»была отвергнутакак уступающая моделям «430KL»и «430KLM»в мореходности(примечание: сейчас я бы возможно купил именно ее как носимую в одно лицо). «430KL» был в цвете, который меня не устраивал. Поведение «Солара – 380» на волне понравилось меньше катамаранов. Кабот «SK470XL» внешне и по качеству изготовления нравился больше всех, но море находилось в приоритете, где катамараны впереди по мореходности и безопасности.
Неожиданно «Братан» объявил скидки к 23 февраля, выслал фото серо - зеленого «430 KLM», который носился под «Хондой-20», и объявил что он теперь стоит меньше базовой цены «380K». Максимализм победил. Видеоролики с потрясающим ходом «430KLM»под «Хондой – 20» сыграли ключевую роль.Больше всего понравилось отсутствие кобры, мгновенный старт, нетребовательность к развесовке, невероятные повороты и конечно скорость. Скорость – это то, чего мне так не хватало в других лодках на выходных, когда дорога от дома до места лова и обратно занимает от 14 до 20 часов.
Вес
Вес посылки составил 72 кг. При погрузке лодки в лифтованнуюмашину я понял, что рыбалки в одно лицо отменяются, и что в этом состоит принципиальное отличие «430KLM»от «380K».Понял, что получил капитальные ограничения в одиночных рыбалках и одновременно резко расширил возможности в море, куда в одиночку не ходят.При этом, серия «М» покупалась не только доя моря. Прототип «SK430XL», пригодный для рек и переноски в одно лицо, я получил позже и совершенно неожиданно. На переднем плане «SK430XL»весом 39 кг, на заднем «430 KLM» весом 65 кг. Как бы повел себя «Братан – 430 KLM»в одиночной экспедиции по мелким рекам осталось неизвестным.
В экспедицию по рекам пошел «SK430XL». По фото понятно, почему обратил внимание на катамараны с огромными кокпитами.
Ход катамарана под веслами оказался отдельной грустной темой, зарубившей на них сплавы в одно лицо, об этом будет отдельный разговор.
Упаковка
Катамаран прибыл в распашной сумке, сделанной из прочной кордуры, с шестью ленточными стяжками и четырьмя классными ручками.Сумка позволила легко переносить лодку вдвоем и совершенно не позволила в одиночку. В одиночку ее просто не за что ухватить. Ленточные стяжки я бы сделал длиннее. Как обычно, свертывание ПВХ - лодки при низкой температуре представляло из себя сложность.
Качество ткани
Я не склонен защищать или приукрашивать то, что покупаю для себя и (или) тестирую. Через три дня испытаний (280 км) в местах, где весла касались баллонов, обнаружились потертости ткани. Я никогда не фиксировал весла на других лодках из-за необходимости быстро поднимать мотор и переходить к гребле. Аналогичные потертости оставил на дне и баллоне ящик инструментов, намертво зажатый баками с топливом и пуфиком.
В дальнейшем к этой ткани я буду относиться намного аккуратнее, чем к «корейской армированной ПВХ - 1 100 den толщиной 0.9 мм». «Сатурны» позволяли наплевательски относиться к баллонам без намеков на истирание, привык к этому как должному. При этом мощная защита скег тремя слоями ткани и их ребра жесткости говорят о том, что «430KLM» пригоден для грубых контактов с твердой поверхностью, в том числе для вылетов на берег ходом и волока по берегу. Это предположение подтвердилось. Иные показатели тканей катамарана оценить не могу, т.к. их характеристики не указаны, это покажет только время. Вопрос о целесообразности заказа катамарана такого размера из китайской ткани «1 100» остался открытым. Порядок свертывания катамарана со спаренными скегами с баллонами из ткани «1 100» мне неизвестен. На основании опыта свертывания усиленных лодок из такой ткани могу предположить что не смешно, особенно в холодное время. Возможно, у «430KLM» баллоны из ткани «850», а карманы и защита скег из «1 100». Подтвердить второе не могу, так как не понял описание и не спрашивал производителя. Сложилось мнение, что повредить скеги очень сложно.
Защита днища
Производитель (и не только) отговаривали от защиты днища. На основании первых тестов соглашусь с ними, т.к. дно практически не участвует в контактах с грунтом и плавающими на поверхности воды объектами. Практически – это не полностью, но вероятность повреждения действительно мала.
Качество изготовления
На вид хорошее. Лодка красивая и ровная. Видно, что это «ручная» склейка, но «ручное» качество склейки далеко не всегда уступает автоматизированным процессам. Катамараны «Sun Marine», «Сатурны» и «Зодиаки», например, выглядят «фабрично» и имеют другую заделку швов. Больше пока сказать нечего. Дефектов кроя и склейки пока не обнаружено.
Насос
В ходе первого теста штатный насос удивил эффективностью и даже скоростью.
Однако, уже при втором накачивании лодки пластиковый штекер, вставляемый в клапан…….сломался.
Ткань мехов на изломах начала истираться. Уплотнитель штекера оказался низкого качества, не эластичными был заменен. На штекере присутствовал облой,качество пластика оказалось неприемлемым.
Был куплен электрический насос низкого давления «BRAVOMB80/12», производительность которого поразила.
Как многие правильно писали, этому насосу необходим удлинитель. «Братан» пришлось разворачивать, чтобы накачать оба борта от аккумулятора высокой машины.
Для достижения давления 0.3 - 0.4 атм на вооружение был взят ручной насос высокого давления, который прибыл вместе с прототипом кабота. Виду холодной воды скеги и баллоны накачивались на 0.05 атм больше паспортных значений.
Однако оказалось, что клапаны «430KLM» не совсем подходят для данного насоса, т.к. он не имеет обратного клапана, в отличие от штатной лягушки. Добивать отсеки катамарана до необходимого давления приходилось быстро и не очень легко. По окончании накачки возникла мысль об автоматическом двухкамерном насосе, несмотря на плохую статистику их надежности. Либо о колхозе с автомобильным компрессором.
Первое впечатление при спуске на воду
Оно было сильным. После каботов площадь кокпита в 3 квадратных метра показалась огромной. Суммарная высота надводного борта в 64 см на 23 см превышала самый большой кабот и на 27 см тот, который сейчас на руках. Площадь кокпита втрое больше, чем у первого «SK430», и в два раза больше флагманского «SK470XL». Высота борта больше в два и полтора раза соответственно. «430KLM» оказался очень комфортным судном для двоих.
Транцевые колеса
Спуск на воду вдвоем оказался очень легким благодаря четырем правильным ручкам, расположенным в правильных местах. Благодаря скегам катамаран без мотора легко перетаскивался волоком в одиночку. Вероятно, транцевые колеса удобны для эвакуации неразобранного камарана из воды и навески мотора на берегу. У меня транцевых колес никогда не было, так что больше ничего сказать не могу.
Первые ходовые испытания
Первые ходовые испытания проводились с загрузкой около 300 кг в Кольском заливе. На выходе из залива скорость северо – западного ветра достигла 14 м, а высота волны 2,5 метра, после чего катамаран зашел в укрытие.
Скорость хода в этот день не фиксировалась. Другие лодки в море не выходили.
Ход на мелкой волне показался жестковатым. Качество серфинга на больших волнах отложилось следующее:
Ход на лицевой стороне волны был нормальным. Однако мощности мотора не хватало, чтобы сохранять фиксированное положение относительно гребней. В результате волны нас догоняли, катамаран спокойно их пропускал под собой, после чего мощности мотора снова не хватало, чтобы догнать волну и не попасть под следующую. Единственным способом сохранять скорость с мотором 15 л.с. был серфинг на лицевой стороне волны. Вдогонку гребня он не тянул. Опасения клюнуть носом, кувыркнуться или попасть под гребень часто заставляли менять курс и переваливать набегающий сзади гребень в наиболее безопасном месте.
Остойчивость
Конечно, прямоугольное надувное судно размером 430 х 190 х 64 см с двумя плавучими якорями (скегами) обладает прекрасной остойчивостью. Это не значит, что когда высота волны перевалила 2 метра, не было страшно. Было. И экспериментировать дальше желания не возникло. При такой волне борт 430KLM суммарной высотой 64 см уже не казался большим, на ум пришли модели 460К – 520К. Однако, «430KLM» изначально рассматривался как катамаран «река – море». Я ходил пару раз до Сетьнаволока на каботе шириной 107 см с баллонами 33 см, и никогда не ходил на катамаранах 420К – 520К, так что все относительно.
Заливаемость
Поднятый нос такой формы конечно является прекрасным отбойником. Однако трапецевидный профиль бортов приводил к значительному забрызгиванию при курсе 30 – 45 градусов на волну. Волна врезалась в поверхность борта, которая чуть наклонена в сторону кокпита как в дамбу. В этом обнаружилось отличие скегового катамарана от надувных лодок с цилиндрическими бортами. Против волны заливания не было. При волне около 2,5 метров опыты были прекращены, и мы свалили в укрытие.
Осушение кокпита
Такое – же быстрое, как слив с верхней палубы железных судов через фальшборт. Самоотлив просто превосходный. Вода в кокпит со стороны транца в обычных режимах не поступает. Надувное дно находится значительно выше уровня воды за счет большого водоизмещения спаренных скег.
Помимо обеспечения пассивной безопасности, самоотлив катамарана полностью избавил от этого:
Песок тяжелее воды и удалить его полностью через клапаны обычных лодок, находящихся выше уровня дна, вообще невозможно. Можно только перевернув лодку через борт. Сливу воды лодок без самоотлива у нас препятствует мусор, забивающий мембрану, решетку шторки и крестообразные внутренности клапанов. Я вырезаю мембраны и пластик внутри клапанов таких лодок. Кроме того, устанавливаю дополнительные клапаны с резиновыми пробками для аварийного осушения кокпита.
Грузовой план
Читал, что модели со спаренными скегами менее требовательны к развесовке, что вполне естественно. Это действительно так. «430KLM» позволял размещать груз как угодно, кроме расположения человека весом 110 кг на баке, при котором винт начинал частично выходить из воды. Перемещение пассажира и судоводителя по кокпиту оказывало незначительное влияние на скорость, в пределах 1-3 км в час. Кормовой загрузки, о которой часто читал, этой модели оказалось не нужно. Скорее показана равномерная загрузка (как на каботах, кстати).
Проходимость
Без привязки к водометам (которые обязательно будут протестированы), проходимость винтового «430KLM» оказалась равна расстоянию от пера мотора до антикавитационной пластины. Это значит, что осадка мотора катамарана на ходу оказалась меньше обычных винтовых лодок. Туннельные водометные лодки не затрагиваю, чтобы избежать ненужных дискуссий. Мое мнение в этом вопросе не изменить – ни одна конструкция на наших реках не сравнится с туннельной водометной лодкой.
Курсовая устойчивость и управляемость
Прекрасные. Никаких уводов с курса, мощная стабилизация положения мотора струей воды, отсутствие необходимости подруливания, отсутствие завоздушивания струи под днищем, превосходное поведение в поворотах на любой скорости. На табличках таких корпусов должна быть указана фамилия конструктора.
Дельфинирование
Не обнаружено
Кобра
Не обнаружена. Навряд - ли ее можно было ожидать в принципе при мощности мотора, составляющую 50% от допустимой.
Забрызгивание кокпита
Не обнаружено за все 240 км хода по водохранилищу. Читал, что на некоторых моделях мотор забрызгивает кокпит. Может быть «виноват» слабый мотор, не знаю.
Плавность хода и амортизация
Все относительно. Самым мягким ходом из лодок, на которых ходил, обладал «BADGER Heavy Duty – 350». «430KLM» похож на раллийный внедорожник с плотной спортивной подвеской. Тезис о том, что любой катамаран на волне мягче любых килевых лодок поэтому подтвердить не моргу. «430 KLM» потряхивает сильнее «HD – 350», по крайней мере на слабом моторе при скоростях 25 - 30 км в час. Допускаю, что на моторах 20 - 30 л.с. мягкость хода изменится. Несмотря на мелкую тряску, амортизация корпуса впечатлила. Как продольная, так и на кручение. Продольная амортизация очень напоминала плоскодонные каботы аналогичной длины. Работа корпуса на кручение напоминала независимую подвеску автомобилей. Целесообразность увеличения жесткости корпуса (и дна) на моторах большой мощности мне неизвестна. Судоводитель и пассажир на ряби высотой 0.3 - 0.5 м не подлетали, легкий груз в носовой части кокпита перемещался. штиль катамаран напоминал автобус с пневмоподвеской или вагон СВ поезда, а не лодку. Поразительный комфорт.
Отступление:
Обычно чем больше килеватость, масса и длина судна – тем оно комфортнее на волне. Чем острее киль – тем комфортнее на волне. Очень грубо, острый киль большой высоты работает как пружина большой длины. Хитрые удивительные кили ряда лодок не трогаем. Днище в форме ложки («Солар») обычно работает как более жесткая пружина средней длины. Плоскодонка работает как рессора, скользящая по воде. Чем длиннее рессора – тем лучше продольная амортизайия корпуса на волне. Данный катамаран по ощущениям работает частично как плоскодонка, частично как судно с высоким острым килем. Высота «киля» (скег) при этом у него зависит от мощности мотора. «Лыжи» из спаренных скег относительно плоские, шире обычных и меньше по высоте. Естественно такой катамаран имеет более жесткий ход, чем модели с одиночными скегами, менее требователен к развесовке ввиду большей площади опорной поверхности скег и их дополнительному водоизмещению, менее склонен к кобре, раньше выйдет на глисс, выведет на глисс больше груза и будет поддерживать глиссирование при меньшей скорости. Расплата за эти плюсы в увеличенной жесткости хода и массе. Чем уже и выше скеги, чем больше длина катамарана – тем выше его плавность хода. Естественно при условии, что мощность мотора поднимет катамаран с грузом на скеги как можно выше над поверхностью воды. Т.е., существует прямая связь мощности мотора и комфорта хода катамарана при прочих равных условиях.
Гидродинамическое сопротивление
Под мотором 15 л.с. оно оказалось выше, чем у плоскодонных каботов с НДВД шириной до 125 см под тем - же мотором. Это отражалось на ускорении с места, скорости и расходе топлива. Расход топлива под 15 л.с. с винтом 11 шага составил 28 литров на 100 км при скорости 25 км в час против 22 литров кабота на этом - же моторе, с такой - же загрузкой, на том - же маршруте, с таким - же винтом.
Это кабот на том - же маршруте с загрузкой 360 кг:
Струя кабота при 40% дросселя "Ямахи-15":
Струя кабота при 60% дросселя «Ямахи-15»:
Струя «Братана - 430 KLM» с аналогичным грузом при 100% дросселя «Ямахи-15», скорость 25 км в час:
Струя «Братана- 430KLM» с грузом 180 кг, 100% дросселя Ямахи-15, винт 11, скорость 29 - 30 км в час:
Мотор
Конструктивное ограничение скорости данного катамарана наглядно демонстрируется роликами в Интернете под моторами 20 - 30 л.с. и находится за границей отметки 60 км в час.
Под «Ямахой – 15» с лифтом 25 мм и винтом 9 ¼ х 11 катамаран развил 32 км в час с полезной загрузкой 130 кг. При волне 30 - 50 см начались многочисленные прохваты и скорость упала до 15 км в час. Проставка транца (25 мм) была удалена, при этом лодка вышла на стабильную скорость 29 км в час без прохватов. 60/70 процентов дросселя давали ход 26 - 27 км в час, 80% дросселя - 28 км в час, 100% дросселя - 29 км в час.
Под загрузкой 360 кг катамаран набрал ход всего 25 - 26 км в час, при этом после 70% дросселя обороты не увеличивались. Повторные тесты будут проведены на винте 9-го шага. Полный свал в водоизмещающее состоянии с резкой потерей скорости наступало при скорости хода 18-21 км в час.
Показания навигатора при положениях штыря изменения дифферента №1,2,3 «Ямахи-15» показали, что скорость изменяется всего на 1 км в час, а оптимальным положением является № 2. Был удивлен, т.к. на обычных лодках изменение положения штыря приводило к заметной разнице в тяге и скорости, а положение № 3 на каботах вообще оголяло винт. Во время свежей погоды с волнением во избежание прохватов штырь был удален полностью, при этом скорость лодки осталась прежней – 29 км в час. Дифферент катамарана не зависел от положения штыря 15-и сильного мотора, и был всегда минимальным.
Двухтактный мотор мощностью 15 л.с. объемом 246 куб. см. показал себя грустным и не соответствующим скоростному потенциалу корпуса. При весе судна 410 кг путевой расход топлива составил 28 литров на 100 км, что на 6 литров больше расхода каботов «SK470XL» и «SK430XL» с аналогичным весом судна под этим - же мотором на этом - же маршруте. Расход «Солара – 350» под «Хондой-20» в то - же время на этом - же маршруте с аналогичной загрузкой составил 12,8 – 14,3 литра на 100 км. Нам – же еле хватило 60-и литров, чтобы вернуться с маршрута выходного дня протяженностью 200 км. Это уже не столько вопрос цены топлива и скорости, сколько запаса хода и затрат времени на выходных. Поэтому оптимальным мотором в своих условиях эксплуатации считаю четырехтактный двадцатисильный. Двухтактный мотор объемом 246 куб. показал себя недостаточным для данного судна.
Подъем на борт с воды
Ввиду отсутствия гидрокостюмов учения не проводились. Вероятно по ноге мотора. Конструкция трапа остается под вопросом. Высота надводного борта намекает на его необходимость.
Ветровой дрейф
Значительно ниже плоскодонок аналогичного веса. Скеги частично работают как плавучие якоря.
Якорь
Ввиду опасных рек и коряг использование фабричных якорей давно прекратил. Использовали камень в сетке весом около 10 кг. Насыпные якоря из нержавейки в продаже не видел, только в США. Сделаю свинцовую отливку, вес под вопросом.
Интерцептор
Необходимости интерцептора с мотором 15 л.с. не обнаружил, но у меня их никогда и не было. Владельцы катамаранов других моделей его рекомендуют. С мотором 15 л. без проставки транца не обнаружил ни кобры, ни прохватов, ни скольжения винта, ни завоздушивания струи. К данному вопросу возвратимся после тестов с моторами 20 - 25 л.с
Надувное дно низкого давления
Дно нового типа. Так называемое «прошитое». Оно несколько мягче НДВД моих других лодок, но спиннинговать стоя не мешает, ткань оказалась прочнее вкладышей НДВД. Дно оказалось очень удобным для полу - лежачей позы судоводителя и пассажира на длинных дистанциях.
Защита палубы
Хотелось бы иметь нескользящую защиту по образу «Соларов». Использовал лист тентового ПВХ-850. Покупать три квадратных метра линолеума пока не хочу, помня сколько он весит.
Эргономика
Самым удобным положением судоводителя на длинных дистанциях оказалось сидя на дне, на свернутом туристическом коврике, вытянув ноги поперек кокпита. Мне немного не хватало второй ручки судоводителя для управления из такого положения. Необходимо удлинение румпеля. Использовался временный удлинитель из сантехнической ПВХ – трубы. Для осмотра подводных камней стоя телескопический румпель значительно удобнее. Длину необходимого румпеля не измерил, необходимо подбирать под рост. Пассажир стандартно сидел спиной вперед на дне, на таком - же свернутом в рулон коврике, опираясь спиной о второй пуфик, разделяющий «жилую зону» и «грузовой отсек». При росте 2 метра он смог полностью вытянуть ноги. Пассажир никогда не садился на задний пуфик. «Попные» пенокаучуковые коврики блокируют холод от баллонов (пуфика) и не скользят. Воды на дне катамарана не было. Оказалось возможным снимать сапоги для просушки на ходу. Это круто, т.к. обычно в лодках без вейдерсов у нас плохо. В этом катамаране даже задницы были сухими.
Носовой (ходовой) тент
При температуре плюс 3 оказался крайне необходим. Заворачивались в армированный полиэтилен, несмотря на очень серьезную одежду. Маска на глаза также желательна.
Тент – трансформер
Я негативно отношусь к тентам – трансформерам ввиду снижения обзорности и безопасности плавания на наших водоемах. Кроме того, не ловлю на поплавочную удочку. Однако данный катамаран имеет суммарную площадь больше чем кухни в хрущевках, поэтому организация плавучего дома некоторым может понравиться. Насколько такой тент увеличивает лобовое сопротивление неизвестно. То, что он добавил - бы массу комфорта при троллинге кумжи в октябре по большой воде – это точно. Ровно до момента пропуска плавучего бревна или каменной гряды.
Грузоподъемность
Вдвоем можно ни в чем себе не отказывать при условии покупки соответствующего мотора с соответствующим маршруту расходом топлива. В одиночку этот катамаран избыточен. Голосую за четырехтактный 20-и сильный двигатель и полный комфорт. Для экстрима и ультралайта есть другие лодки и другие моторы.
Транец
Было замечено приличное дрожание транца на ряби. Вроде – бы ни к чему плохому это не приводило. Ни прохватам, ни к изменению хода. Однако ничего подобного на обычных лодках не наблюдал. Может быть это особенность ширины и высоты транца. Может быть усиленный транец моделей GT имеет смысл и на моторах в 20 сил, не знаю. Накладки на транце из фанеры. На транце почему - то отсутствует страховочный рым привязи мотора. Это довольно странно, так как судно имеет очень высокое конструктивное ограничение скорости, находящееся за отметкой 60 км в час.
Ход под веслами
Весла оказались настолько короткими, что я вообще не понял как они там оказались. Скорость гребли оказалась равна 1 (!) км в час. При этом поза гребца совершенно невероятная: широко расставив руки и заняв крайне странную согнутую позу человека, которому рубят голову. Зачем так сделано – неизвестно, но сплав с такими веслами в одиночку по нашим рекам опасен, а рыбалка сплавом крайне затруднительна из-за невозможности быстро пристать к берегу. Наши реки таких шуток обычно не прощают, и мертвая посадка на порогах обеспечена. Лопасти штатных весел никакие в плане «гребучести». Похоже, что их единственное назначение – подход к берегу после откидывания мотора. В экспедициях это значит, что на транце должна висеть докатка.
Результаты испытаний
До испытаний катамарана под винтовыми моторами мощностью 20 - 25 л.с. и водометами проведенные тесты не могут считаться завершенными, т.к. силовая установка не соответствовала классу судна.