Вторые испытания катамарана «Братан – 430 KLM» в Баренцевом море
Дата: 04 сентября 2016 г.
Маршрут: Ретинское – Поганьнаволок – Ретинское
Пройденный путь: 110 км
Двигатель: Sea Pro – 15 OTH
Винт: 9 ½ х 9
Загрузка кокпита, включая 50 л топлива: 300 кг
Водоизмещение судна: 400 кг
Первые морские испытания производились в апреле месяце при пограничном состоянии погоды (ветер 10 - 14 м в сек и волна до 2,5 метров), отчет о которых опубликован в журнале. Вторые испытания были приурочены к началу осеннего сезона лова трески, на которых мотор получил долгожданный винт 9 ½ х 9. Напомню, что катамаран прошел около 1 000 км на винте 9 ½ х 11, разогнаться на котором нам не удалось. Уверенная средняя скорость при загрузке 350 кг составила 23,5 км в час. Пиковые значения скорости лично меня не интересуют, считаю их бессмысленными для рабочей лодки.
Что дал винт 9 ½ х 9:
1) Скорость уверенного хода поднялась с 23,5 до 28,5 км в час, пиковые значения колебались у границы 29 км в час.
2) Разгон груженого судна начал напоминать дизели маленького объема на внедорожниках.
3) Оказалось, что данный винт может вызвать кобру начального уровня когда двое сидят на заднем пуфе и там - же находятся 50 литров топлива.
4) Катамаран с данным винтом и мотором стал напоминать «Шевроле – Ниву» на пониженных передачах. Кто владел этой машинкой и использовал ее на грунте, знает, что она здорово носится на пониженных числах по грунту, используя все 5 скоростей и короткие передачи. При этом максимальная скорость снижается вдвое, но машинка наконец – то получает то, что у нее отсутствует в обычных режимах, а именно запас тяги. Катамаран на 9-м винте получил запас тяги и мы не наблюдали свала с глисса на волне и пологой зыби высотой до 2-х метров, что было настоящим бичом на винте 11 шага.
Результаты испытаний:
1) На 9-м винте 15 сил «430 KLM» может уверенно ходить с 300 кг на борту, развивая примерно половину конструктивного ограничения скорости. Это значит, что комплект 430 KLM + 15 л.с. является рабочим, но крайне несбалансированным и глупым ввиду того, что конструктивные особенности катамарана в 2 раза превышают тяговые возможности силовой установки.
2) При боковом ветре 5 м в сек снова обнаружилось сильное забрызгивание кокпита.
3) При ходе против ветра и волны забрызгивание кокпита отсутствовало.
4) Попытка загрузить корму не удалась. Катамаран отказался выходить в глиссирование при расположении 250 кг в кормовой части и потребовал рассадить людей как обычно – в задних 2/3 кокпита, а груз суммарным весом 50 кг расположить в первой трети кокпита (самая удобная загрузка кокпита). При этом 50 литров топлива располагались между транцем и задним пухом (очень удобное отделение для топлива и масла)
5) Самоотлив в море на треске рулил со страшной силой. Лодка была чистая, кокпит без воды.
6) Сильнейшая тряска носовой части на короткой волне снова привела к очередной протертости баллонов, на этот раз пустым пластиковым ведром. Мне жаль, что выбрал ткань 850, этот катамаран все равно не носим в одно лицо. Идея наклейки листов ПВХ на баллоны со стороны кокпита изменилась после наблюдения за лодкой, у которой баллоны обклеены рифленой ПВХ – защитой.
7) Катамаран слил всем утренним лодкам с моторами 25 сил, проиграв около 12 км в час средней скорости и взял свое по злой короткой мелкой волне. При этом пассажир катамарана стер задницу и катамаран себе точно не купит. Все жесткие удары на этом катамаране получают вещи и пассажиры. Навигатор, сидящий на заднем пуфе, может запускать катамаран в воздух совершенно без последствий для своей навигаторской задницы и позвоночника. Пассажир при этом иногда может улететь за борт, вещи тоже. Более мощный мотор теоретически может позволить разместить двух человек на заднем пуфе, однако никакой кормовой загрузки в Баренцевом море я делать не стану. Это катамаран на волнении с относительно мощным мотором можно превратить в воздушный змей.
8) В катамаране наблюдается отсутствие креплений и такелажа для закрепления багажа в носовой части. К чему это приводило уже писал.
9) Противная остаточная зыбь шторма и форма бортов показали, что отдачу плавучего якоря проще всего осуществлять с кормы, кидая на ходу, а подъем осуществлять через борт. Вещи, находящиеся в носовой части, препятствуют таким операциям. Крепление якоря с борта приводило к довольно противному эффекту: смеси двойной короткой «катамаранной» качки и дополнительному толчку зыбью якоря. Ощущения смахивали на качку мостовых 4 х 4, зажатых стабилизаторами поперечной устойчивости ради борьбы со страхами хомячков. Принять позицию «стоя» на зыби с якорем не удалось, можно было вылететь за борт. Конусный парашют диаметром 160 см держал катамаран на удивление мощно, все обычные лодки сносило быстрее катамарана. Вероятно, скеги и постановка бортом к ветру снижают ветровой дрейф (по сравнению с одинарным килем и без киля).
10) 28,5 км в час намного веселее 23,5 км в час. Но 45 – 60 км в час летящих над водой РИБов говорили о том, как долог и труден путь к РИБу. Хотелось бы верить, что катамаран сможет составить им конкуренцию. Со стороны РИБы выигрывали по скоростным качествам, мореходности, комфорту, глубине кокпита, возможности транспортировки на прицепе без разбора вещей. Начиная от малышей длиной 380 см.
11) «Ямаха- 15» была установлена без проставок на втором положении штыря. За весь маршрут наблюдалось не более 10 прохватов. Т.е., подъем мотора в море нереален. На водохранилищах по спокойной воде подъем мотора на 20 мм добавлял 1,5 км в час.
12) «Баджер – 350 HD» под «Ямахой – 25» развил путевую скорость, аналогичную «430 KLM» под «Ямахой – 15» с винтом 9 ½ х 9. Однако, «Баджер HD» не забрызгивает, он значительно комфортнее при ходе по короткой волне и имеет высокий кокпит.
13) Главным неудобством ката в море оказались удары плоского дна о волны, а также сильное забрызгивание кокпита при боковом ветре и ряде курсовых углов на волну.
Общее мнение по результатам первого сезона:
Вероятнее всего для моря я бы купил РИБ, позволяющий перевозку вещей внутри кокпита по дорогам общего пользования, прицеп и лебедку. Сборка – разборка – мойка - сушка большого катамарана и запихивание вещей в машину занимают несколько часов каждый выезд. Смысла в надувании – сдувании катамарана такого размера не обнаружил, кроме его хранения без гаража или частного дома. При этом мне непонятна процедура вылета РИБа на берег в прибое, что позволяет катамаран, а также неизвестны последствия налета жесткого корпуса на камни и плавающие объекты. Использование катамарана на местных реках признал невозможным ввиду осадки скег и невозможности управлять судном на веслах. Плюсы «430 KLM» перед РИБом на данный момент заключаются в возможности вылета на берег, осадке, самоотливе и отношении глиссирующих килограмм на лошадиную силу. Мореходные качества, скорость, кокпит и забрызгиваемость пока в пользу РИБов (включая мелкие РИБы под 15 л.с.). Пассажир, вышедший вчера в море, после данного теста намерен купить маленький РИБ 380 см за 90 000 руб., так что возможно у нас будет возможность сравнить оба судна в тех - же условиях эксплуатации. Добавлю, что никогда не владел РИБами, и все сравнения произведены с точки зрения наблюдателя.