Форум любителей лодок "БРАТАН\РОТАН"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Прохватывает мотор

Сообщений 1 страница 40 из 40

1

Доброго всем дня!
Суть моего вопроса такая:
осенью купил лодку Братан 380К. Лодка новая, на гарантии. Мотор от старой лодки у меня остался Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный. Поскольку другого мотора пока что не приобрёл, решил попробовать с этим моторчиком.
Сразу оговорюсь: я конечно понимаю, что мотор для данной лодки слабоват и ничего сверх естественного я от него не ждал. Но тем не менее в прошлом году я ставил (в качестве эксперимента) этот мотор на лодку друга Ротан 420К и с загрузкой в 2 чел. она спокойно шла 18-20 км. ч. В общем поставил я этот мотор на свою 380К и выявилась такая проблема: мотор прохватывает воздух (если я правильно называю данную проблему). Иными словами пока идёшь в пол газа и по спокойной воде- вроде всё нормально. Как только газ прибавляешь и/или попадаешь на волну- получает этот самый прохват. Мотор как бы не достаёт до воды и прокручивается в воздухе. Лодка соответственно тормозит. Углом наклона мотора поигрался немножко- не помогло.
Замерив рулеткой транцы на лодке моего товарища (Ротан 420К) и на своей - я обнаружил разницу примерно в 5 см. (у меня выше). Может ли быть такое, что у меня транец под высокую ногу? У кого-то есть возможность померять- какая высота и форма транца должна быть на Братан 380К ? Форма транца у нас тоже разная: на 420К транец с вырезом (по краям выше, в середине вырез 2-3 см.), у меня же линия транца прямая.

Заранее спасибо за советы и размеры!

0

2

Неужели ни кто не сталкивался с такой проблемой?
Дополнительно хочу сказать, что мотор у меня Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный. Нога S
Может быть это как-то прояснить мой вопрос...

0

3

Обрати внимание на антикавитационную плиту мотора относительно днища, она должна быть примено вровень с днищем (это в классическом варианте). У вас с другом может быть разный угол вклейки транца, чем больше угол, тем выше должен быть транец (личные наблюдения, имхо). У меня например, увеличенный угол вклейки на 4°, итого 12°, мотор пришлось поднимать аж на 65мм, и антикавитационная плита сейчас, выше днища на 35мм.
Установлен ли интерцептор? Не корректно установленный интерцептор может создавать прохваты.
К стати, обычно оптимальной дыркой является первая (имеется в виду угол наклона мотора).
Все индивидуально для каждого комплекта, я тоже свой до ума еще не довел, хотя скорости под 50.
Попробуй повесить мотор друга и посмотреть на результаты.

Отредактировано Al78 (2016-06-30 08:45:53)

0

4

SergSpb
Из своего опыта могу сказать о том, что был у меня Тоха 5л.с. 2т для, Солара 310 (у Б 380к транцец думаю еще чуть выше) данный комплект предназначен для лесных озер.
Когда повесил его на лодку были прохваты, пришлось пилить немного транец, при обсуждение с многими выяснилось, что маломощные ПЛМ расстояние до струбцины чуть меньше чем у взрослых, так что если будешь менять мотор на больший, то лучше транец не трогать.
или поставь регулируемый выносной.

0

5

Подтверждаю,посадочная струбцина на Хонде 5 только только... и по ширине(пришлось отвинчивать подкладку изнутри ),и по высоте..мотор даже на чуть  не поднять.

0

6

Да, я когда в прошлом году свой мотор 5 л. с. вешал на Ротан 420К - тоже пришлось откручивать внутреннею накладку на транце. Иначе струбцина не налезала на транец.
Но это ладно, это не проблема. Меня больше беспокоит высота.
Если например мотор 10- 15 л. с. и мотор 5 л. с. оба с ногой S - но при этом имеют разную длину ноги (у более мощного длиннее нога)- тогда получается надо резать транец под мотор 5 л. с.
Но это всё теория. Как только снова будет возможность проверить на воде, сделаю все замеры и фото, и отпишусь.

Ямщик: поделитесь впечатлениями от комплекта 420 Ротан + 5 л. с. мотор.

0

7

Al78

Обрати внимание на антикавитационную плиту мотора относительно днища, она должна быть примено вровень с днищем (это в классическом варианте).

У меня катамаран (380К). На катамаране днище находится выше уровня воды. Если антикавитационная плита будет на уровне днища- то лодка не поплывёт.
Или ты имел ввиду нижняя поверхность скег?

У вас с другом может быть разный угол вклейки транца, чем больше угол, тем выше должен быть транец (личные наблюдения, имхо). У меня например, увеличенный угол вклейки на 4°, итого 12°, мотор пришлось поднимать аж на 65мм, и антикавитационная плита сейчас, выше днища на 35мм.

Нет, у него и у меня стандартные лодки, угол вклейки транца должен быть штатный.

Установлен ли интерцептор? Не корректно установленный интерцептор может создавать прохваты.

На сколько я понимаю, на катамаране его быть не должно. У меня нету.

0

8

SergSpb написал(а):

Al78
У меня катамаран (380К). На катамаране днище находится выше уровня воды. Если антикавитационная плита будет на уровне днища- то лодка не поплывёт.
Или ты имел ввиду нижняя поверхность скег?

Поплывет. АКП должна быть вровень с нижней плоскостью днища, +- 15мм. Это общий стандарт для катамаранов. У меня даже выше.
http://sa.uploads.ru/t/RTvgY.jpg

SergSpb написал(а):

На сколько я понимаю, на катамаране его быть не должно. У меня нету.

Интерцептор в базе не ставится, его ставят специально, для лучшего выхода на глисс.

0

9

Al78 написал(а):

Поплывет. АКП должна быть вровень с нижней плоскостью днища, +- 15мм. Это общий стандарт для катамаранов. У меня даже выше.

Да? Считал всегда, что АКП должна быть ниже днища на 2-3 см.

0

10

Serggrey написал(а):

Да? Считал всегда, что АКП должна быть ниже днища на 2-3 см.

Ну, я написал +-, у меня например +. Все эксперементальным путем подбирается.

Отредактировано Al78 (2016-07-04 17:55:52)

0

11

Спасибо за ответы, я в выходные сделал фото и замеры. Вот как у меня:http://s6.uploads.ru/t/rwFhc.png
http://s7.uploads.ru/t/VfarL.png
http://sf.uploads.ru/t/Pkshy.png
http://s5.uploads.ru/t/SEglK.png

0

12

Я отправил эти фотки на производство Братан, там сказали что скорее всего надо резать транец на 30-40 мм.

0

13

Вот на этой фотки лучше видно. У меня получается АКП чуть выше днища:http://sd.uploads.ru/t/udMEQ.jpg

0

14

Да вроде в пределах нормы. Я бы пока не пилил, а с начала с нормальным мотором попробовал бы. Не будешь же ты долго на пятерке кататься, а то придется потом обратно наращивать. Если соберешься пилить, то по сантиметрику, отпилил, попробовал.

0

15

SergSpb если мотор будешь ставить другой то лучше не пилить, да и интерцептор днища бы вклеить.

0

16

Самая маленькая длина ноги у мелкомоторов 4-6 лс. Угодить всей линейке моторов одним транцем невозможно. При этом видно, что моторчик висит в пределах нормы, производителю респект, подумал о начинающих пользователях  :flag: . Определяют навеску не по акп, а по положению винта к ОП. Короче, тут все ок.
Разница в 5 см не в пользу 420го, и видимо сделана производителем уже с учётом накопленного опыта, т.к. Многим приходилось поднимать мотор. Есть два варианта: хирургический и не правильный , а второй - менять винт. Запилишь транец - потом на любом другом моторе будешь поднимать, и на том 420м тоже. Чтобы долго не писать - не трогайте транец и обратитесь к Алексею Алмаю. Вам винт нужен большего диаметра с нормальным упором (если обороты позволят, тахометр есть?). В продаже такого нет. А сейчас стандартный винтик теряет упор и работает кофемолкой.

0

17

Спасибо большое за подробный ответ. Я тоже не сторонник обрезания ))
Тахометра к сожалению у меня нет. А кто такой Алексей Алмай ? И что за винт, где приобрести можно, сколько стоит?

0

18

SergSpb написал(а):

А кто такой Алексей Алмай ?

Это наш "главный по тарелочкам")),в смысле -по винтам,гуру в доводке и переделке этой немаловажной части любого мотора...
Ссылка на его профиль:https://rotan.spybb.ru/profile.php?id=4
Напиши ему в личку,поможет добрым советом,а при наличии времени поколдует над винтиком.

0

19

SergSpb написал(а):

Спасибо большое за подробный ответ. Я тоже не сторонник обрезания ))

Простой вариант-выносной транец.

0

20

0075:
Про выносной транец я не совсем понял: как это выглядит и что это даст? Скиньте фото или опишите поподробнее.
________________________________________________________________________________________________________

Вчера были проведены испытательные заплывы на Неве (380К + Тохатсу 5 л. с. 4 тактный), в ходе которых было выявлено:
1) Данная лодка с этим мотором очень чувствительна к дифференту:
-Пустая лодка, я один (70 кг) на корме (на пуфике)- всё нормально, винт и АКП под водой.
-Смещаюсь на нос - плита и винт оказываются над водой!
2) Замеры скорости и оборотов:
-Я один (70 кг), пустая лодка, мотор на первой "дырке": лодка выходит на глиссер, прохваты случались, но редко, обороты в пределах 5500- 5700
Скорость против течения (р.Нева) - около 21 км/ч, по течению- около 27 км/ч
-Я один (70 кг), пустая лодка, мотор на второй "дырке": лодка практический не выходит на глиссер, прохваты почти постоянно, мотор часто перекручивает, лодка подлипает (почти останавливается), но мотор при этом почти на макс. оборотах (винт теряет точку опоры, сопротивление).
-Вдвоём (70 + ну наверное 85 кг), пассажир сидел на полу, по центру лодки, чуть ближе к носу. Мотор на первой "дырке". Лодка на глиссер не выходит. Прохваты случались, но редко (почти не было), обороты в пределах 4800-5200. Скорость против течения (р.Нева) - около 12 км/ч, по течению- около 17 км/ч.
На второй "дырке" вдвоём даже не стали пробовать.

Испытания проводились без ветра и без волны (по спокойной воде).

0

21

Почему-то не встречал такой штуки на братанах и ротанах,обычно народ подпиливает или наращивает транец под свой конкретный мотор.Но сам было дело использовал эту идею на другой надувнушке,понравилось очень.Конструкция примерно такая:
http://moreman.spb.ru/?c=6007-tranets-v … g-10245152       

Помимо простоты регулировки высоты дает ещё и место в кокпите,из недостатков:-надо,чтобы основной транец был крепок и надежно вклеен.Второе-придется снимать перед закруткой лодки,а это займет время.

0

22

SergSpb написал(а):

-Смещаюсь на нос - плита и винт оказываются над водой!

это нормально. У меня на 520м с Мерком 60 все также было. На малом ходу если перейти в нос, то винт начинает чавкать и срываться

SergSpb написал(а):

-Я один (70 кг), пустая лодка, мотор на первой "дырке": лодка выходит на глиссер, прохваты случались, но редко, обороты в пределах 5500- 5700

ну вот и ответ - винт однозначно! "Легкая" лодка, дифферент "на первой дырке" - максимальный для упора и разгона лодки. Но винтик г..о, т.е. стандартный, и начинает срываться в проворот, не хватает ему временами зацепиться за воду. Этому также способствует волна, ветер в спину и проч. А дальше вы поднимаете ногу из воды, винтик вообще теряется и начинает скользить.

Надо определиться, что нужно в первую очередь - гонять в одного или вдвоем со шмотками кататься. Надо выбирать, ибо это 5 л/с., а не 150 )) Стандартный винт у небольших моторов не зря подобран именно таким. Он усреднен и под загрузочку, и для какой никакой скорости. В вашем случае для одного в трусах можно увеличить диаметр (точные цифры до скольки скажет Алексей при условии, что стандартный винт (Д х Ш) 7,7 x 8), рабочий диапазон у Тохи 5 - 5000-5500 , а здесь есть небольшой перекрут. Но как только в лодку бросишь рюкзак или второго человека - все станет очень грустно.

Я бы лично откатал бы Тоху5 по неспешным рыбалкам, и с концом сезона перешел к вопросу о 18-20 силах.

0

23

Про выносной транец- понял, спасибо. Для меня такой вариант сложноват и дороговат. Нет необходимости так часто регулировать мотор по высоте. Если только для эксперимента на один раз, попробовать как оно будет если мотор будет ниже. Но ради одного раза сверлить транец не хочется.

По поводу винта:
от части я согласен с вами, но всё же думаю менять винт в моём случае надо в совокупности с обрезкой транца, дабы минимизировать шансы винта выпрыгивать из воды на волне, будь он грузовой или скоростной.
К тому же у меня есть отзыв владельца такой же лодки (380К) с мотором 10 л. с. (раздушен до 15 л. с.). У него тоже была проблема прохвата винта (завоздушивание), ну вероятно в меньшей степени чем у меня.
Он недавно подрезал транец на 50 мм. и результатом доволен. Проблема у него решилась.

0

24

Как только речь заходит про ножовку, я умываю руки. :D   :flag:

0

25

Люди под хонду х20 запиливают транец ,на ротане 380к.

0

26

Ого! А у них такая же проблема? И как после запиливания, проблема решается?

0

27

Только что вернулся с рыбалки и заодно протестировал лодку ещё раз, так сказать в боевых условиях.
Что было сделано перед поездкой для уменьшения "прохватов":
1) Вырезан (занижен) транец примерно на 45 мм.
2) Приклеен интерцептор
3) Сделано полное ТО мотора
Итак, всё тот же мотор Тохатсу 5 л. с. 4-х тактный:
По моим субъективным ощущениям лодка стала легче выходить на глиссер. Один без загрузки- около 27 км/ч без волны и встречного ветра.
По волне прохваты были, но реже чем до "обрезания". При встречном ветре в одно лицо- немного задирало нос, надо загружать нос чутка.
Вдвоём- конечно тоскливо, но по спокойной воде выходили на глиссер, около 20 км/ч.
Нога была максимально приближена к транцу, т. е. все заплывы были на первой дырке.

Так же на рыбалке была возможность попробовать моторы 10 и 20 л. с. !!! http://s40.radikal.ru/i089/1302/a6/99e5df19befe.gif

Тохатсу 9,8 двухтактный (с грузовым винтом):
В одно лицо- довольно бодро идёт, легко выходит на глиссер, прохватов не наблюдалось, скорость 32-33 км/ч. Но чем больше загружал нос (один, а потом и два пассажира на переднюю банку)- тем больше было прохватов. Нос загружаешь- корма поднимается и снова прохваты... Мотор лёгкий, надо либо распределять загрузку ближе к корме, либо загружать зад лодки.

Ямаха 20 четырёхтактный:
Один на первой дырке- всё хорошо, cкорость 42 км/ч (неполный газ даже).
Вдвоём на первой дырке - всё ok  35 км/ч неполный газ
на второй дырке- чуть хуже, на третьей- пошли прохваты, невозможно плыть.

Тест проходил довольно сумбурно, возможно что-то упустил, не проверил, не описал. Но тем не менее есть над чем подумать, есть что обсудить... Фото обрезанного транца выложу позже.

+1

28

Вот так выглядит транец после обрезки:

0

29

мм

0

30

Фотки не загружаются (

0

31

Поменял мотор, взял б/у, 4-х тактный Тохатсу 9,8 (больше не стал из-за веса и регистрации и цены).
По волне пока не было возможности проверить. По спокойной воде прохватов практический нет (напомню транец вырезан на 45 мм).
Скорость в одно лицо (70 кг) около 33 км/ч
Вдвоём (70+ 80 кг)- 26-27 км/ч
Сразу вопрос: это нормальные скорости для моей лодки и моторчика или мало?

Но когда в лодке пассажир- появилось такое ощущение, что нос лодки немного "зарывается" после выхода на глиссер, тем самым создаёт дополнительное сопротивление.
Есть мнения:
1) попробовать поменять винт (я пока не определил какой у меня стоит, мотор старый, винт потёртый, не видно).
2) побольше загружать корму
3) попробовать чуть-чуть сместить мотор назад (тем самым сместить центр тяжести назад) с помощью фанерки (проставки) 10-15 мм.
Или более глобально- с помощью выносного транца.
4) поиграть с давлением в скегах, возможно чуть не докачены были.

Чуть позже попробую сделать фото или даже видео, на котором видно (визуально, возможно я ошибаюсь), что лодка "роет" носом немножко.

0

32

Интерцептор наклеил? Если нет, то очень зря.
Пассажир у меня всегда рядом со мной на встроенной банке.
Впереди шмурдячок, всегда позволяющий подобрать оптимальную загрузку.

0

33

Интерцептор я наклеил сразу, мне в этой теме посоветовали.
У меня банка для пассажира на ликтросах (можно двигать вперёд- назад). Я специально такую сделал, чтобы можно было распределять нагрузку.
Но совсем вплотную к пуфику не поставить- пассажиру не удобно будет сидеть (сидит лицом ко мне, чтобы брызги и волна в лицо не летели).
Надо будет попробовать в следующий раз максимально сдвинуть её к пуфику и посадить на неё пассажира.

0

34

У меня было и есть 4 плоскодонки с надувным дном высокого давления. Есть и 430 КLM. На всех плоскодонках с НДВД при скорости около 30 км в час происходит прогиб дна валом воды.
Вал воды, прогибая НДВД (НДНД), "бежит" от носа к корме и ...... выстреливает вниз за транец..... оголяя на мгновение винт. Думаю, мое ИМХО понятно. Почему нет прохватов на 430 KLM со спаренными
скегами, а в море постоянно слышу прохваты других Ротанов и Фрегатов - ИМХО потому, что у 430 KLM два дополнительных скега объемом 200 литров поднимают матрац лодки от воды выше чем на обычных катах
(как будто - бы минус 193 кг груза) и матрац намного меньше прогибается накатом струи. Может быть, линейная жесткость спаренных скег также  выше - не знаю (логически так и есть). 
Кардинально прохваты на каботах я устранил только подложив под НДВД лист пластика, при этом скорость возросла с 27 до 36 км в час. Никакие накачки вплоть до 0.8 атмосфер кардинально картину не меняли.
Кроме того, осадка 5-и сильной "Ямахи" 26-27 см, у "Ямахи - 15" стала  37 см, это тоже играет роль, думаю. Оголить мелкий винт намного проще чем здоровый, а разница в реальной высоте ноги у пятнашки и пятерки
огромна, несмотря на единый стандарт в 380 мм, что тоже вполне естественно с учетом диаметров винтов и размеров остальных деталей.         

Что делать Вам - не специалист. Я бы купил Sea Pro - 30 или Сузуки - 9.9 New (т.е., от 18 л.с.) чтобы взлететь над водой на одинарных скегах. Да и себе купил-бы то-же самое 100%.
Глубокое ИМХО за пару сезонов:  9.8, 9.9, 15 л.с.  -  не для катов. Меньше 18-20 л.с. я бы не смотрел после двух сезонов. И больше 20 кг на л.с. тоже., несмотря на то,
что 430 KLM везет и 35 кг на л.с. при 26 км в час. Вы, как и я, на спортивный грузовик купили пол - мотора, простите за честность.   

С уважением.

0

35

SergSpb написал(а):

Надо будет попробовать в следующий раз максимально сдвинуть её к пуфику и посадить на неё пассажира.

Нет.
Пробуйте посадить пассажира рядом с собой.
Я про это писал

Serggrey написал(а):

Пассажир у меня всегда рядом со мной на встроенной банке.

0

36

Nomad:
Мотор уже есть тот который есть (Тохатсу 9,8), поменять на более мощный пока не смогу по ряду причин.
По поводу листа пластика не совсем понял- как вы его закрепили там? Он съёмный или каждый раз закрепляете снова? Каких он размеров?

Serggrey:
У вас что, вместо штатного пуфика сделана банка? Потому что на пуфике то вдвоём сидеть не удобно, тем более у меня на него ещё сидушка приделана поворотная.

Вот кстати фото, как я занизил транец (раньше почему то не получалось фото вставить). Это ещё с пред идущим моторчиком 5 л. с.:
http://s2.uploads.ru/t/x6yJl.jpg

Это кстати частично помогло уменьшить прохваты.

0

37

У меня на каботах съемный вкладыш НДВД. Под него можно положить лист прочного пластика, что полностью удаляет прогиб НДВД, прохваты и увеличивает стабильную
скорость хода до 36 км в час (под винтом, под водометом до 30 км в час и еще куча переделок).

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96726638/xlarge/134128245.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96726638/xlarge/134128246.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725560/xlarge/134007177.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725560/xlarge/134007171.jpg

http://photo.qip.ru/photo/sergeysokolov/96725560/xlarge/134007179.jpg

0

38

Не думаю что я стану цеплять лист пластика под свой 430 KLM, если только в качестве опыта для подтверждения теории о прогибе НДНД
валом воды под слабыми моторами как на всех других плоскодонках, на которых ездил (включая Ротан - 380Э).

0

39

Точнее, на обычных плоскодонках дно гнут как раз мощные моторы, а на кате мощный мотор поднимает НДНД от воды и его перестает гнуть.
У меня под 15-ю силами дно 430 KLM всегда чертит воду, разогнать кат выше 32 км в час не получилось даже полностью пустым.
У Вас совершенно другая модель ката, под 15-ю силами скорее всего будут другие результаты.

0

40

Да, у меня другая лодка и другие проблемы. У меня даже с мотором 9,8 лодку поднимает на скеги и достигаю скорости до 33 км/ч.
Но это всё без пассажиров и без груза. Видимо более короткая лодка (380К по сравнению с 420 и 430) гораздо более чувствительна к загрузки носа.
Отсюда и моя проблема с "зарыванием" носа при посадки в лодку пассажира.

0