Здравствуйте, дорогие форумчане и форумчанки (есть же они, наверное)?
Давно не брал я в руки перо, чтобы отметиться на страницах Братанского форума... Однако жизнь продолжается, события наслаиваются, приключения происходят – набралось немного нового опыта, чтобы поведать его на строгом суде соБратанов! Итак...
Последние мои записки касались эксплуатации лодки Братан-460М в условиях Северного ледовитого океана в 2014 году. С тех пор лодка не видела тёплых земель, хранилась в морском контейнере в Тикси на берегу моря Лаптевых. Сам я её тоже последний раз видел в 2017 году, т.к. в 2018-2019 гг. работал не в Тикси. Лодка пережила три сезона 2015-2017 гг., эксплуатируясь несколько недель в год в каботажных маршрутах в районе Тикси. Проблем с ней никаких не возникло, за исключением того, что из-за передува дна оторвалось несколько продольных креплений внутри него (на ходовые качества не повлияло). Кроме того, в конце сезона 2017 г. две мои студентки, желая помочь мне в упаковке лодки, уронили ее в ещё надутом виде на железные сани от балка и пробили баллон, устроив дыру сантиметров 10 длиной. Заклеить ее так и не успел, лодка ждет меня в контейнере, но когда увидимся – не знаю, дорого у нас нынче все стало...
Работы последних двух лет были связаны с трассой «Колыма», Якутск-Магадан, а также в низовьях реки Алдан. Со временем возникла задача проведения работ по горным речкам Верхоянья, которая в первый раз была реализована в прошлом, 2019, году. Заброску и таскание больших лодок в этих местах я принял внутри себя в штыки и начал смотреть, что придумали люди за время моего копания в мёрзлой грязи.
Начал я, естественно, с сайта bratan-spb.ru. Искал лёгкую грузоподъёмную лодку для сплава, чтобы в неё влезало два человека и груза на 2-4 недели. Из моторов у меня были на тот момент в доступе Ямаха 20 4-х тактная и Ямаха 8 2-х тактная. Т.к. ранее имел дело с Ротан 430Э, экономка-плоскодонка (ходил на ней по Камскому водохранилищу, где она и осталась), начал смотреть в этом классе и... ОПАНЬКИ! Мечта – Тунгуска 600!!!
Я запал на неё, как на первую женщину, гладил её и сидел верхом на ней в своих мечтах. Единственное, что меня в ней не устраивало – ширина кокпита 35 см. Это какой-то детский вариант, хотя я понимаю, что у неё байдарочное прошлое... В один из приездов в Питер ранней весной 2018 г. я встретился с Константином Евгеньевичем и спросил, можно ли сделать Тунгуску с кокпитом 50 см. «Добро» было дано, ценник лодки встал в 60 тыр, и, как я понимаю, после этого на сайте Братана появился вариант Тунгуски с шириной кокпита «35 или иное»
Лодка была готова в апреле 2018 г., но «по-большому» первый раз я её спустил на воду только 12 августа, на реке Алдан.
Итак, Тунгуска. Длина 6 м, ширина кокпита 0.5 м, общая ширина 1.5 м, диаметр баллонов 0.5 м. Три банки из фанеры, центральная вставляется в пазы и не перемещается, работая на жесткость, передняя и задняя – на ликтросах, двигаются в пределах 70-80 см. При ширине кокпита 0.5 м можно сидеть как человек, ширины хватает. Баллонов – три штуки, носовой дугообразный и два кормовых, по бортам. Дно – вклееный между баллонами кусок ПВХ. Он вклеен примерно посередине высоты баллонов, в результате чего даже с грузом и стоящими на нём ногами внизу «палуба» не касается воды. Это достигается соотношением и соблюдением ТТХ лодки: при объёме баллонов 2.3 м3 рекомендуемая грузоподъемность – 600 кг. Думаю, что реально можно грузить тонну и больше (если по объёму получится), но тогда дно может касаться воды и гидродинамика лодки сильно изменится...
Клапаны баллонов выведены почти на верх бортов, что с моей точки зрения не самый удачный вариант – если на бортах лежит груз, подкачивать сложно, их надо разгребать. Лучше бы их сместить немного на бок... Внутри лодки вдоль верхней части баллонов пущены леера почти на всю длину лодки, держаться можно и удобно. Транец вклеен вполне надёжно, хотя рекомендованная мощность мотора – 25 лошадок. Я эксплуатировал с Ямахой 8-сильной.
Единственный реальный минус конструкции лодки – не отливной кокпит. Если в лодку попала вода, она вся останется в ней, причем сольется под груз или человека. Если ее немного, я пользовал клизму 12 или 16 калибра, но если сильный дождь – нужны кружка или ведро.
Ходовые качества. Это самое интересное! Эксплуатировал лодку пока в трёх маршрутах.
1 маршрут. Река Алдан. В низовьях ширина от 0.6 до 3.5 км, мощная равнинная река с течением до 10-15 км/час. Нагрузка – 2 человека + килограмм 150 груза и мотор Ямаха-8 2т. Полторы недели.
2 маршрут. После Алдана в июне 2019 года ходил с детьми по речке Осётр (это южное Подмосковье). Речка пляжного типа. С детьми вместе – 3 человека + килограмм 100 груза, ходили на вёслах. Сплав 4 суток.
3 маршрут. Сентябрь 2019 г. Западное Верхоянье, река Томпорук впадает в реку Томпо, она впадает в Алдан и немного вверх по течению. Томпорук – почти без воды в начале сплава, в конце уже с водой; Томпо после дождей – гнев и ярость, держитесь, твари, кто посмел меня трогать?!; Алдан – большая мощная вальяжная река с тем же течением, что и раньше. Нагрузка – 2 человека + килограмм 200 груза и мотор Ямаха-8 2т. 10 суток.
Что можно сказать в итоге? На штатных веслах в режиме сплава – это надувной матрас катамаранного типа. Управлять можно, но проблематично, вёсел слушается очень неохотно, всё время надо подруливать. Это нормально, от бескилевой лодки ожидать иного было бы странно, но к этому надо быть готовым. На Осетре дети опытным путём выяснили, что управляемость на веслах немного улучшается, если грести кормой вперед. На скорость это никак не влияет, но разворачивать становиться проще. Почему так – я так и не понял.
На моторе Тунгуска – это моторный надувной матрас. Управляемость на высоте, на поворот мотора реагирует быстро и предсказуемо. Можно чуть ли не на месте развернуться. Если лодка нагружена, то курс держит лучше, что логично – баллоны глубже сидят в воде. На Ямахе-8 скорость вниз по течению на Томпо достигала 30 км/час, вверх по течению Алдана – 10-12 км/час (при его скорости течения 10-12 км/час). По спокойной воде ни разу не ходил, собственная скорость в среднем грузу километров 20-25 на Яме-8 должна быть... Несмотря на то, что нос Тунгуски немного приподнят, его лучше не пригружать сильно, иначе лодка зарывается носом и тормозит. Правда это свойственно всем лодкам:)
Что меня поразило и порадовало больше – осадка и проходимость. На Томпоруке мы начинали идти по реке, когда воды в ней почти не было, переходили чуть не в тапках. В мелкогалечном русле были сплошные бурунчики над камешками, глубина – сантиметров 5-10... Тунгуска с нами и грузом спокойно сплавлялась! Если над водой выступали камешки и она утыкалась в них бортом на поворотах – её разворачивало течением и она спокойно шла дальше кормой вперед. Мотор в этих условиях висел бесполезным грузом на транце, управляли вёслами. Развернуть вёслами на течении при мелкой воде лодку сложно, но можно. Когда стало поглубже немного (дня через 3-4), на моторе шли чуть не глиссируя... Как только глубина уменьшалась до 5 см, мотор поднимали и шли вёслами... В русле было много крупных камней, как окатанных валунов, так и свежеколотых глыб. Несколько раз течением выносило на камни. Тунгуска на плоские округлые камни залезала с помощью течения, с части потом соскальзывала, с части приходилось вылезать и спихивать. Об острые глыбы мы обычно пружинили и обходили их, разворачиваясь по течению. Нашлись места, где лодка садилась на баллоны и не шла дальше. Вылезаешь из неё в сапогах – воды по щиколотку, глубины почти нет. Я раньше как-то и не думал, что при этом можно ходить на лодке. Можно! Пару раз затягивало под поваленные деревья. С ними дело обстоит хуже, чем с камнями, потому что чтобы пройти под деревом Тунгуску надо немного притопить, а притопить лодку с объёмом больше 2 кубометров очень сложно! Приходилось рубить ветки, приподнимать стволы... Один раз пришлось даже мотор снимать, т.к. он не проходил под деревом. И все это на бешеном течении! Но пролезли везде.
После окончания сплава по Верхоянью, когда я уже высушил и сдувал лодку, она меня поразила второй раз. Несмотря на многочисленные навалы на камни, деревья, шкрябанье баллонами по дну и т.д. я на баллонах не нашел даже потёртостей, не то что царапин! То ли материал суперский, то ли мы такие везучие...
Дальнейшие мысли. Полезно было бы сделать на неё тент, он будет востребован. На Алдане как-то из-за жары спал ночью в лодке, подвытащенной на берег. При кокпите 50 см это комфортно, можно ворочаться. При этом очень удобно спать, т.к. борта тебя обнимают с боков и чувствуешь уверенность в своих снах. При дожде было бы также, если бы был тент...
Вторая такая же лодка переводит жизнь вообще в новую плоскость, потому что их можно скатамаринивать, а можно работать по-отдельности... Днем работаешь двумя лодками по разным задачам, вечером скатамараниваешься, накрываешь лодки общей палубой - и получаешь танцплощадку, на которой можно ночевать, жить, сплавляться по спокойным рекам... А между лодками можно поставить большой мотор и дальше – простор для перемещений!
Короче, Тунгуска – это СУПЕР!
Отредактировано Вован (2020-04-21 18:23:35)