Доброго дня дорогие друзья. В жизни я приобрёл одно, немаловажное для меня качество, прежде чем сказать резкость, выдержать паузу и ещ раз хорошо подумать. Очень часто это меня выручало от возможного неудобного положения. Исходя из этого прежде чем написать о своём опыте эксплуатации Ротана 420м под Х20 я решил побывать на покатушках в Эммаусе и пообщаться с знающими людьми.
Для начала задача под которую была заточена покупка. Предполагается сплав двух человек по одной из наших сибирских рек маршрутом около 1000 км. Мотор уже был и его восхитительные качества как надёжность и экономичность не пдлежали сомнению. Загрузка два человека, бензин 120 литров (на пол пути есть возможность заправиться) палатка, снасти, одежда и т.д. Зимой, к имеющемуся Каймну 360 купил именно под сплав Антея 400 от Посейдона. Приличного размера посудина, прогнозируемое поведение, жёсткий пол, сборка в одного - запросто. Всё как в каймане, только размер побольше. Думал с комплектом всё решил, но тут отблески битвы между двумя системами (все знают какими) навели меня на мысли, а не замахнуться ли мне на Вилиама нашего Шекспира. Проштудировав форум Ротановодов и Ротановладельцев, что на мой взгляд далеко не одно и тоже, я не нашёл ничего, что смутило бы меня. Антея выставил на продажу даже не обмокнув его в воду а сам тем временем заказал, оплатил и получил Ротана 420М с всякими полезностями в виде колёс, тента на всю лодку, банки с сумкой и накладкой и конверта ПВХ. Сумма скакнула за 100 тыс, но мы же с вами знаем - не деньги главное в жизни ))). Лодку собрал и накачал, друзья ходили вокруг, заглядывали внутрь, садились, охали и ахали от уважения к столь серьёзной посудине.
Так как до запланированного сплава осталось времени не так много, то не мешкая особо я загрузил лодку в своего чёрного дракона (пикап нп300 чёрного цвета) и подался на ближайший водоём для испытаний. Лодку накачал "Бравой" по инструкции, взгромоздил на транец Хонду, посадил с собой ещ одного человечка, оттолкнул лодку от берега и завёл двигатель. Первое, что смутило - выхлоп в воздух. Из мотора бежала контрольная струйка воды, но выхлоп вместо привычного буль буль делал тарах тарах. Включил скорость и добавил газу - винт едва уперевшись в воду тут же стал прохватывать и кроме феерических брызг я от него ничего не добился. Почесав репу, понял, что при нынешнем положении мотора ничего не получится, подниматьего точно смысла нет, можно только попробывать заглубить переставив с третей дырки на первую. Переставил, мотор прохватывая, бразгаясь и заливая воду через транец с трудом вывел лодку на глиссирование, но скорость была едва едва окол 30 км, и это на полном газу.
Первое желание - отпилить кусок транца, позвонил приятелю, но у него акумуляторного лобзика не оказалось а бензопилой мне подумалось буде не совсем правильно. Переведя дух решил ничего пока не резать а пообщаться с людьми в Эммаусе, благо до поездки оставалась пара дней.
Эммаус. Лодку я естественно с собой в самолёт брать не стал, решил, что похожую мы запросто найдём на покатушках. На покатушках познакомился как с владельцами Ротанов, так и с теми, кто этими лодками занимается на комерческой основе. Сначала над моими рассказами ну не то, чтоб смеялись а рассказывали, что бывает люди колёса не поднимают, бывает лодку недокачивают и многое всякого бывает, но чтоб пилить транец или чтоб Х20 не повезла Р420М, этого не может быть.
Первый опыт, негативный - под меня специально накачали точно такого же Ротана, повесили на него Джонсона 2т 30 лс и замчательно, быстро и легко на нём покатались. Пригласили покататься и меня, на что я с радостью согласился. Первый негатив - когда я встал в полный рост в лодке чтоб надеть жилет, то чтоб не вывалиться за борт тут же сел на колени - стоять в лодке с надувным дном нужно иметь опыт. Второй негатив - лодка под Джонсоном у меня в самом деле разогналась далеко за 50 км, (хоть двигатель и прохватывал) но при этом сидеть на надувной банке на столько некомфортно, что поневоле сползаешь сидеть на дно, но тогда усложняется рулёжка, так как румпель получается ниже надувной банки и рука при рулёжке вывернута назад. Проехать в таом состоянии 1000 км невозможно даже под пытками. Третий негатив - двигатель хоть и разгонял лодку, но ощутимо прохватывал. Вернувшись к берегу я попросил для чистоты эксперимента посадить в лодку ещё троих, ну чтоб масса была равна той, что запланирована на сплаве (2 человека, 120 л. топлива и шмурдяк). Загрузили ещё троих, в том числе и человека, который про Ротана в самом деле очень много чего знает и занимается этим професионально. Он сел за румпель, включил скорость, дал газу и двигатель чуть упервшись в воду выскочил из неё и начал прохватывать. Все навалились на корму, мотор упёрся в воду, сзади сделал приличную яму, но вылезти на глисс не смог. Одного отправили на нос - лодка чуть выровнялась и почти вышла на глисс, но опять начала прохватывать, его посадили на середину и тут лодка с трудом, но пошла. Я попросил остановить её и повторить - повторить не получилось... Переставляли дырки - нифига... Мне сказали, что 13 винт на Джонсоне слишком скоросной для такой загрузки (хоть я думаю, что 30 лс такую загрузку вытянут на глисс хоть к посудомойке его прикрути) и предложили для полной чистоты эксперимента поставить такую же как у меня Х20 с штатным винтом. Перекинули моторы, сели вчетвером (120+70+70+70), те же прохваты, те же брызги и нет намёка даже на видимость выхода на глисс. Развели руками и сказали, что по совести сказать, как разогнать Ротана до 60 км опы и знания есть а вот как вытащить на глисс 350 кг, это впервые. Ну что, отрицательный опыт тоже опыт.
Хлебнув с горя, подался к Посейдоновцам заказвать пайолку, правда сказал, что подожду ещё одного очень знающего человека, чтоб он окончательно утвердил меня в мысли, что я "попал". Человек приехал на следующий день, сидя за столом поговорили промою проблему, его вердикт - транец пилить обязательно а на банку раскладной стул. На воду в тот день не попали а на следующий добрались. Вчетвером пришли на берег, отвязали от берега лодку Димы Икса с его Х20 на транце.
Первый опыт положительный. Поставили на банку стул и усадили в него меня. Сел, повертелся, порулил на месте... Да нормально. Не дистация конечно, но ту же 1000 км запросто.
Второй опыт положительный. Завели мотор, включили скорость и... И поехали. 4 человека, массой пожалуй даже больше чем в первый раз, под х20 запросто. Я попросил остановиться, сел на нос и ещё одного пассажира посадил на пол ближе к носу - едет. Дно чуток недокачано и поэтому волной идёт, но на глисс запросто.
Пошёл к Посейдоновцам, поросил повременить с изготовлением лодки для меня "патамушта тут не всё так однозначно".
Итог. В последний кажется день я виде как тот самый Ротан 420М под мерком 10 разгонялся до хороших скоростей и обгонял лодки с гораздо более мощными двигателями. Он летал над волнами. Лёгкий прохват имел место, но высокая уставнока двигателя кажется только помогала развить бОльшую скорость. У Димы Ротан 420 без М, т.е. с двумя скегами вместочетырёх и думаю, что транец несколько ниже в воде, чем получается у Мки. на днях попробую отрезать кусок транца и поэксперементировать. Думаю получится разогнать лодку под нормальной загрузкой. Что понравилось - в беде меня не бросили и таскались ради меня с моторами и лодками. Ротаны действитеьно лихо скачут по волнам, хоть отсутствие жёсткого дна приводит к тому, что румпель скачет вверх-вниз вместе с транцем и самим мотором. Амплитуда скачков румпеля на небольшой в общем волне доходит чуть не до 10 см. Я в итоге просто приподнял румпель вверх, чтоб хоть руку не телепало.
Что не понравилось - на сайтах производителей, продавцов, да и на форуме нет ни единого слова о том, что купленый в магазине Ротан 420м под куплным в магазине мотором Х20 (а наверняка не только под ним, тот же Джонсон)эксплуатировать нельзя. Его обязательно нужно доделывать, подпиливать, мудрить с надувной банкой и т.д. Можно конечно сослаться на то, что любой комплект нуждается в регулировке, но мои предыдущие лодки с предыдущими моторами без всяких допиливаний и регулировок брызгали, делали петуха но ехали. Регулировка тольо устраняла мелочи и добавляла скорости.
После запила транца обязательно отпишусь про результаты, после сплава тоже обещаю отчёт. Спасибо тем, кто сопереживал вместе со мной на покатушках и старался помочь. Никоим образом не хотел оскорбить лодку, хотел только, чтоб те, кто будет покупать подобный комплект после меня знали с чем им придётся столкнуться ну и может эта ветка в итоге поможет создать руководство по подгонке подподобные задачи именно такого как у меня комплекта.